ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к курсу

«Программно-педагогические средства в обучении математике»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу «Программно-педагогические средства в обучении математике»

 

Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью  

 

Факультет   педагогической математики

 

Курс  обучения                                         4

 

Семестр                                             8 

 

Всего часов по учебному плану:                36, в том числе 18 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная  

          - лекции                                     2

           - семинар                                  4

- практикум                             12

                    - самостоятельная работа        18

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                          1

- экзамен                                       

 

 Хабаровск

2008


Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного курса.

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному курсу:

4.1. Лекции

4.2. Семинарские занятия

4.3. Практические занятия

4.4. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий, оборудования и ЦОР.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

 

К профессиональным умениям, которыми необходимо овладеть будущему преподавателю, относятся умения использовать  различные средства обучения, в том числе и компьютер.

Непременным профессиональным качеством становления преподавателя является умение использовать имеющиеся ЦОР, а также разрабатывать специальные  программно-педагогические средства (ППС), моделировать их использование в учебном процессе, организовывать деятельность обучаемых по достижению целей обучения с помощью соответствующих технологий, осуществлять контроль и оценку результатов обучения.

Дисциплина «Программно-педагогические средства в обучении математике» (ППС в обучении математике) изучается в 8 семестре. На ее изучение отводится 36 часов, из которых 18 часов – аудиторные занятия, 18 часов – самостоятельная работа студентов. Изучение дисциплины завершается зачетом.

          Цель курса

          Содействие становлению профессиональной компетентности будущего учителя математики в организации обучения математике с использованием ИКТ.

          Основные задачи курса

·        рассмотреть современное состояние проблемы использования ИКТ в обучении и требования к ЭОР с точки зрения психологии, педагогики и методики;

·       проанализировать существующие ЭОР с точки зрения актуальности их использования в обучении математике, научной и методической содержательности;

·       отработать умения  осознавать взаимосвязь содержания и дидактических возможностей ЭОР;

·       научить моделировать и разрабатывать авторские ЭОР в результате исследовательской деятельности учащихся при обучении математике.

 

Инновационность комплекта УММ:

 Инновационность по целям обучения.

Цели и задачи обучения ориентированны на развитие профессиональной компетентности будущих учителей на ключевом, базовом и специальном уровнях. Они являются основой целей разработанных в УММ моделей практических занятий и лабораторной работы.

Инновационность по содержанию обучения.

Содержанием обучения являются теоретико-практические компоненты профессиональной компетентности преподавателя математики, связанные с информатизацией образования и не включающиеся ранее в программу курса Т и МОМ.

Инновационность по методам обучения.

Использование частично-поискового, исследовательского и дифференцированного методов обучения.

Инновационность по формам обучения.

Систематическое использование сочетания коллективной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы студентов, практическое занятие в форме отчета за выполнение творческого задания.

 Инновационность по средствам обучения.

Использование специальных ЦОР НФПК и комплекта авторских ППС.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

 

В логике компетентностного подхода

На ключевом уровне компетентности:

          - получение общего представления  об ЭОР, их достоинствах и недостатках, психолого-педагогических и методических требованиях к ним; о возможности самостоятельной разработки электронных дидактических материалов для организации обучения математике;

          - знание понятийного аппарата моделирования и применения ППС в обучении математике; общих требований, предъявляемых к ППС, направленных на формирование знаний и умений по конкретным темам школьного курса математики.

На базовом уровне компетентности:

          - знание методических и дидактических основ моделирования и разработки ППС по математике, технологии моделирования уроков по отдельным темам математики с использованием ЭОР;

          - развитие умений анализировать используемые в обучении ЭОР с точки зрения актуальности их использования при обучении математике. 

На специальном уровне компетентности:

          Развитие

          - умений анализировать используемые в обучении цор с точки зрения научной и методической содержательности; 

          - умений использовать  цор на различных этапах урока математики для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний;

          - умений  проектировать и разрабатывать ППС.

 

В логике традиционного подхода

В результате освоения курса студенты должны

Знать:

·       понятийный аппарат по моделированию, разработке и применению ППС;

·       технологии моделирования, разработки и использования ППС  и ЦОР по отдельным темам математики;

·       методические и дидактические возможности применения компьютера в учебном процессе;

·       приемы использования ЭОР на этапе объяснения, для демонстрации заданий на экране с коллективным обсуждением возможных ответов на этапе закрепления, для контроля и самоконтроля знаний, для отработки умений выполнения типовых упражнений.

Уметь:

·       анализировать используемые в обучении цор с точки зрения актуальности их использования, научной и методической содержательности;

·       представлять цор с помощью проектора для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Владеть

·       технологией создания ППС для реализации различных дидактических целей;

·       методикой использования ЭОР на различных этапах урока математики в школе.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного курса

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

 

 

Семинарские занятия

4

4

2

 

 

Практические занятия

12

12

2

 

 

Самостоятельная работа

18

18

2

 

 

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному курсу

 

 4.1. Лекции

№ п/п

Наименование занятия

 

Модуль

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Теоретические основы использования ППС в обучении математике

 

1

2

 

 

 

Всего

 

2

 

 

 

4.2. Семинарские занятия

  № п/п

Наименование занятия

 

Модуль

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Анализ комплекта авторских ППС по математике

1

4

 

 

 

Всего

 

4

 

 

 

4.3. Практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

 

Модуль

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Моделирование обучения учащихся математике с использованием ППС 

2

6

 

 

2

Разработка авторских ЦОР  для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики

3

6

 

 

 

Всего

 

12

 

 

 

4.4. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Содержание

Модуль

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Доклады к лекции-конференции на тему:

  1.1.Современное состояние проблемы использования и разработки ППС

  1.2.Основные проблемы, связанные с использованием ППС

  1.3.Требования к ППС

  1.4.Компьютерный урок и его характеристика

1

 

Первая неделя

2

Представление комплекта авторских ППС, анализ их технических, дидактических, интерактивных особенностей

1, 2

 

Вторая и третья недели

3

Таблица «Взаимосвязь содержания ППС с типами и этапами уроков математики»

2

 

Четвертая неделя 

4

Разработка моделей уроков различного типа по конкретным темам с использованием ЭОР

2

 

Пятая неделя

5

Теоретические основы технологии создания ППС для сопровождения обучения конкретным темам математики

3

 

Шестая неделя

6

Итоговый творческий проект « Электронные учебно-методические материалы по  теме …»

 

3

 

Девятая неделя

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса:

Модуль 1. Теоретические основы использования ППС в обучении математике. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования компьютера в процессе обучения. Целевые ориентации информационных технологий, теоретические концепции, особенности содержания и методики различных информационных технологий. Обратная связь и основные требования к обратной связи. Общие требования к обучающей программе. Дидактические функции компьютера. Психолого-педагогический аспект компьютерного обучения. Некоторые особенности обучающих программ. Различные классификации ППС и ЦОР. Изучение и анализ банка ППС и ЦОР отдела ЦОР и педпроектирования ДВГГУ. Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением. Компьютерный урок и его характеристика. Основные типы программ, применяемых в образовании. Оценка ЦОР (технический, дидактический уровни, степень интерактивности).

Модуль 2.  Моделирование процессов обучения алгебре и геометрии с использованием ЦОР. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме использования ППС в обучении математике; анализ существующих ППС и ЦОР с точки зрения актуальности их использования в обучении конкретным темам математики; разработка требований, предъявляемым к ППС, направленных на формирование знаний и умений по конкретным темам школьного курса математики; разработка методики использования ППС и ЦОР при обучении математике.

Модуль 3. Технология создания ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам математики. Разработка педагогического сценария ППС, определение учебных задач использования ППС, учет исходного уровня знаний обучаемых, определение последовательности изучения новых фактов, выбор метода обучения, синтез и структурирование кадров, характер оформления кадров, требования предъявляемее к кадрам. Общая характеристика проектирования обучения. Уровни проектирования обучающих программ. Этапы проектирования и разработки ППС. Защита авторских ППС и технологий их использования в обучении конкретным темам математики.

 

6. Литература

1.     Антонова Т. И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т. И. Антонова, Т. С. Кармакова, Р. Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. 

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; Под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

7.  Перечень учебных наглядных пособий, оборудования и ЦОР.

 

Наименование

Назначение

Компьютеры

 Использование преподавателем и студентами на разных этапах занятий

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

«Математика, 5–11 класс». ООО «Дрофа»

«Открытая Математика 2.6. Функции и графики» ООО «Физикон»

«Математика 5-11. Практикум. 1С: Образование»

«Открытая математика 2.6. Планиметрия»

Комплект авторских ППС

 

8. Формы текущего и итогового контроля

 

 Текущий и итоговый контроль осуществляется в следующих формах:

o      защита доклада с презентацией по теоретическим основам курса;

o      разработка моделей уроков различных типов по конкретным темам школьного курса математики с использованием ЦОР;

o      участие в деловой игре по имитации уроков математики;

o       тестирование по теоретическим и методическим основам использования ППС;

o      выполнение и защита авторского проекта ЦОР;

o      итоговое тестирование по спецкурсу.

 

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

На лекционных занятиях предусматривается применение мультимедийного проектора для демонстрации заранее подготовленной презентации основного содержания лекции.

На практических и семинарских занятиях предусматривается создание условий для активной учебно-познавательной деятельности студентов, организация работы малыми группами. Фронтальную работу и отчеты за групповую работу рекомендуется проводить с использованием мультимедийного проектора.

Предполагается обеспечить возможность работы студентов с ЦОРами во внеучебное время для подготовки к занятиям.

 

 

          Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _____________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год. Протокол № ___ от «___»__________200__г

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                            фамилия, инициалы