ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю №  3

 « Разработка авторских ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математике »

 

  

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному модулю № 3  

 « Разработка авторских ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики »

 

 

Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью  

 

Факультет   педагогической математики

 

Курс  обучения                                         4

 

Семестр                                             8 

 

Всего часов по учебному плану:                12, в том числе 6 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная  

          - практические занятия            6

                    - самостоятельная работа        6

 

Формы  контроля знаний: тестирование

                                         Хабаровск

2008

 

1.  Общие положения

          Цель учебного модуля

          Содействие становлению профессиональной компетентности будущего учителя математики в организации разработки авторских ЭОР.

          Основные задачи учебного модуля

·       отработка умения осознавать взаимосвязь содержания и дидактических возможностей ЭОР;

·       обучение моделированию и разработке авторских ЭОР как результата исследовательской деятельности учащихся.

 2. Требования к уровню освоения учебного модуля

В логике компетентностного подхода

На ключевом уровне компетентности

          - получение представление  о возможности самостоятельной разработки электронных дидактических материалов для организации обучения математике;  

          -  знание понятийного аппарата моделирования и разработки ЭОР,  направленных на формирование знаний и умений по конкретным темам школьного курса математики.

На базовом уровне компетентности

          - знание теоретических основы моделирования и разработки ППС по математике;

          - развитие умений анализировать используемые в обучении цор с точки зрения научной и методической содержательности и с точки зрения критериев качества.   

На специальном уровне компетентности

          Развитие

          - умений использовать ЦОР для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, введения новых знаний, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний;

          - развитие умений  проектировать и разрабатывать ППС.

 

В логике традиционного подхода

В результате освоения курса студенты должны

Знать:

·       понятийный аппарат по моделированию и разработке ППС;

·       приемы использования цор с помощью проектора с целью «оживления» учителем моделей на этапе объяснения, для демонстрации заданий на экране с коллективным обсуждением возможных ответов на этапе закрепления, для контроля и самоконтроля знаний, для отработки умений выполнения типовых упражнений.

Уметь:

·       анализировать используемые в обучении цор с точки зрения актуальности их использования, научной и методической содержательности;

·       представлять цор с помощью проектора для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Владеть:

·       технологией создания ППС для реализации различных дидактических целей;

·       методикой использования ЭОР на различных этапах урока математики в школе.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Практические занятия

6

6

2

 

 

Самостоятельная работа

6

6

2

 

 

  

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

4.1. Практические занятия

  № п/п

Наименование занятия

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Разработка авторских ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики

6

 

 

 

Всего

6

 

 

 

4.2. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Содержание

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

 Теоретические основы технологии создания ППС для сопровождения обучения конкретным темам математики

 

  Шестая неделя

2

Итоговый творческий проект  «Электронные учебно-методические материалы по теме …»

 

 

Девятая неделя

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы модуля.

Технология создания ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам математики. Разработка педагогического сценария ППС, определение учебных задач использования ППС, учет исходного уровня знаний обучаемых, определение последовательности изучения новых фактов, выбор метода обучения, синтез и структурирование кадров, характер оформления кадров, требования предъявляемее к кадрам. Общая характеристика проектирования обучения. Уровни проектирования обучающих программ. Этапы проектирования и разработки ППС. Защита авторских ППС и технологий их использования в обучении конкретным темам математики.

6. Литература

1.     Антонова Т. И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т. И. Антонова, Т. С. Кармакова, Р. Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. 

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; Под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

7.  Перечень учебных наглядных пособий, оборудования и ЦОР.

 

Наименование

Назначение

Компьютеры

 Использование преподавателем и студентами на разных этапах занятий

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

«Математика, 5–11 класс». ООО «Дрофа»

«Открытая Математика 2.6. Функции и графики» ООО «Физикон»

«Математика 5-11. Практикум. 1С: Образование»

«Открытая математика 2.6. Планиметрия»

Комплект авторских ЭОР

 

8. Формы текущего и итогового контроля

  Контроль осуществляется в следующих формах:

o       представление теоретических основ реализации проблемы исследования (проблема исследования, педагогический сценарий авторского ЭОР)

o      защита   творческого проекта;

o      итоговое тестирование.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

На практических занятиях предусматривается создание условий для активной учебно-познавательной деятельности студентов, организация работы малыми группами. Отчеты за групповую работу по выявлению теоретических основ реализации проблемы исследования рекомендуется проводить с использованием мультимедийного проектора.

Рекомендуется обеспечить возможность работы студентов с ЦОРами во внеучебное время для подготовки к занятиям.

 

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _____________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год. Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                            фамилия, инициалы