ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю  3

« Разработка авторских ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики »

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность: 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2008

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ВВЕДЕНИЕ

Практическое занятие проводится в форме выполнения учебного проекта по разработке авторских ППС для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики и методики их применения на уроках математики.  В конце практического занятия подводится итог изучения курса «Программно-педагогические средства в обучении математике» и выставляется зачет студентам.  

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Тема: Разработка авторских ЦОР для сопровождения обучения конкретным темам школьного курса математики

 

Продолжительность 6 часов

 

1. Учебные и воспитательные цели:

·       овладение теоретическими основами моделирования и разработки ППС;

·       развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе и   способности самостоятельно мыслить и действовать.

·       развитие педагогических способностей: академических, дидактических, конструктивных и т.д.

·       совершенствование методической подготовки студентов педвуза к работе в образовательных учреждениях через обучение будущих учителей технологиям педагогического проектирования учебных материалов.

Ожидаемые результаты

В результате освоения модуля студенты должны

В логике компетентностного подхода

На ключевом уровне компетентности

Иметь представление  о возможности самостоятельной разработки электронных дидактических материалов для организации обучения математике.

Осознать, что ЭОР способствуют повышению эффективности обучения математике и развитию умений выделять главное, существенное, анализировать и обобщать, формированию коммуникативных компетенций.

Знать понятийный аппарат по моделированию и разработке ЭОР  направленным на формирование знаний и умений по конкретным темам школьного курса математики.

 

На базовом уровне компетентности

Иметь представление о компьютерном уроке, об этапах проектирования и разработки ППС, о педагогическом и технологическом сценариях ППС.

Знать теоретические основы моделирования и разработки ППС по математике.

Уметь анализировать используемые в обучении цор с точки зрения актуальности их использования при и обучении конкретным темам математике, научной и методической содержательности и с точки зрения критериев качества.   

 

На специальном уровне компетентности

Уметь применять цор для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Овладеть методикой использования ЭОР на различных этапах урока математики в школе.

Овладеть технологиями проектирования и разработки ППС.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия

2.1. Этап проектирования ППС

·       Определяются проблема и цель работы. Формируется основное содержание ППС предмета в виде перечня учебных тем. 

·       Проводится детализация учебных тем. На этом этапе определяются учебные цели и способы их достижения применительно к конкретной учебной теме. По каждой теме составляется перечень учебных вопросов. Проводится анализ наиболее эффективного применения тех или иных методов обучения.  

·       Решение вопросов касающихся обеспечения единства всех ППС по данному предмету: какие статические данные об учебном процессе будут собираться, каким образом они будут накапливаться, в каком виде будет реализовываться помощь учащемуся, как будет реализована информационная справочная служба и обеспечиваться доступ к ней, будет ли обеспечиваться возможность обращения ученика к ранее изученному материалу и т.п.

·       Проектирование фрагментов ППС. Понятие фрагмент по отношению к объему учебного материала неоднозначно: один фрагмент может реализовывать некоторую часть учебного вопроса, один или несколько вопросов, а в отдельных случаях – целую тему, однако в любом случае для фрагмента должны быть определены учебные цели, конкретизированы методы обучения.

На этом процесс проектирования ППС заканчивается и начинается процесс его разработки, ближайшей целью которого является написание сценария.

 

2.2. Этап разработки педагогического сценария ППС

Педагогический сценарий – это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов.

     Сценарий – документ, в котором отображается учебное содержание и задается модель управления (алгоритм) познавательной деятельностью обучаемых. Процесс создания сценария ППС происходит по восходящей стратегии, т.е. вначале пишутся его составные части – блоки, которые затем объединяются в сценарий фрагмента в соответствии с выбранной моделью учебной деятельности. Совокупность сценариев фрагментов, между которыми организованы (предусмотрены) информационные и управляющие связи образует  сценарий  ППС  для   данного предмета.

Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.

          При этом под педагогическими технологиями дистанционного обучения понимаются технологии педагогического общения, способы организации познавательной деятельности учащихся. Под информационными технологиями дистанционного обучения понимаются технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.

          Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре УМК, необходимого для его изучения.

1. Планирование педагогического сценария

          Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения УМК.

2. Подготовка рабочей программы курса

          На данном этапе осуществляется разработка рабочей программы учебной дисциплины.

          Определяющим принципом при разработке рабочих программ учебных дисциплин является принцип модульности, который позволяет реализовывать образовательные программы различного уровня.

          При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент:

o       список литературы.

          Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы обучающийся мог представить результаты обучения, соотносимые с объемом требований ГОСТ или с определенным практическим результатом (какими навыками должен овладеть, какие теоретические положения усвоить и т.п.).

          Сведения об авторе курса включают информацию о месте его работы, занимаемой должности, ученой степени и звании, а также об имеющемся опыте преподавания соответствующих дисциплин в системе традиционного и дистанционного образования.

          Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ (образец прилагается) и может быть организован различным образом:

·       сплошной алфавитный список;

·       список литературы к каждому разделу;

·       список литературы, на которую опирается теоретическая база курса, и           список литературы, рекомендуемой студентам;

·       список научной литературы, учебников и задачников.

          Основной частью каждой рабочей программы является содержание учебной дисциплины, представленное на основе модульной структуры, позволяющей индивидуализировать учебный процесс.

Модульное содержание дисциплины требуется для того, чтобы обучающийся имел возможность представить объем учебного времени, необходимого для его освоения, выбрать образовательную траекторию или воспользоваться образовательной траекторией, заданной автором.

3. Выбор учебного материала

          Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом. Так, образовательные потребности вузовского курса предполагают ориентацию на государственный стандарт высшего профессионального образования по соответствующей специальности, таким образом, предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д. Образовательные потребности, на которые ориентирован курс для младших школьников, предполагает соответствие школьной программе и может включать большое количество игровых мультимедиа-приложений, мультипликацию, моделирование бытовых ситуаций и т п.

4.Создание электронного текста

          Электронный текст представляет собой линейную структуру логически и методически организованного текста, которая соответствует структуре "классического" печатного учебника или учебного пособия. Электронный текст фиксирует первый этап разработки УМК и должен быть представлен методисту для создания копии и размещения в базе данных или электронной библиотеке в текстовом формате MS Word 6.0 и выше c расширением *.rtf или *.doc.

          Линейная структура курса соответствует структуре "классического" методического пособия. Результаты работы над материалом этого этапа создания ММК представляются в электронном виде и оформляются в соответствии с ГОСТом:

·       левое поле - не менее 3 см,

·       правое поле - не менее 1 см,

·       верхнее поле - не менее 1,5 см,

·       нижнее поле - не менее 2 см,

·       междустрочный интервал - одинарный или полуторный,

·       шрифт Times New Roman,

·       кегль 12,

·       режим "выравнивание по ширине".

          При этом необходимый объем текста рассчитывается в почасовом эквиваленте (в соответствии с учебным планом специальности) и составляет 4с.=1час.

5. Графическое представление педагогического сценария

          Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала, в зависимости от образовательного уровня учащихся, наличия или отсутствия базовых знаний в предметной области.

          Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

          Выше представлен пример графической реализации педагогического сценария одного из разделов учебного курса "Государственные и муниципальные финансы" (автор Шимширт Н.Д.). Структурная схема деятельности учащихся здесь предполагает возможность выбора как минимум пяти образовательных траекторий, что позволяет преподавателю решать различные педагогические задачи, а студентам - максимально эффективно построить самостоятельную работу над курсом с учетом имеющихся знаний по отдельным проблемам курса.

 

2.3. Этап разработки технологического сценария ППС

 Технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс - визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня.

          В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, а также указать:

o       какие компоненты УМК будут разработаны для наиболее эффективного обучения;

o       характер доступа к ним;

o       авторские пожелания по дизайну;

o       ключевые слова и средства навигации по материалу;

o       необходимые мультимедиа приложения.

          Участие преподавателя в составлении технологического сценария обеспечивает качественное решение педагогических задач, соединение в едином УМК педагогических и информационных образовательных технологий.

1. Структурирование электронного текста

          Подобранная автором первичная учебная информация, предоставленная в электронном виде, при подготовке мультимедиа курса должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и, в определенных пределах, последовательность изучения материала, а с другой стороны - процесс обучения оставался управляемым. Этот этап - построение детального технологического сценария курса - является наиболее ответственным, т.к. именно он позволяет найти оптимальное соединение педагогических задач и наиболее целесообразных для них технологических решений.

          Приступая к созданию технологического сценария ММК, основанного на принципах гиперактивности и мультимедийности, следует учитывать, что в ММК вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях.

          Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.

          Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещения на 1-ом уроне - основной информации, на 2-ом уровне - дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне - иллюстративного материала, на 4-ом уровне - справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал - быть переведен в структуру ММК отдельным элементом).

          Более эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень может определить как иллюстративно-описательный, 2-ой уровень - репродуктивный, 3-ий уровень - творческий.

          Единицей представления материала становится кадр, который может содержать несколько гиперссылок, может быть дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Информация, размещенная на 1 кадре, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл. Исходя из смысловой ценности кадра, следует определять его внутреннюю структуру, ограничивать количество гиперссылок 2-го и 3-его уровней.

          Несколько кадров, составляющих 1 модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста с помощью специальных навигационных кнопок. Такой материал можно листать, подобно страницам книги.

          Наиболее эффективным является создание максимально подробной структуры курса, что дает возможность размесить материал каждого раздела на отдельном кадре. Однако на практике подобное структурирование учебного материала практически невозможно.

          Созданию покадровой структуры способствует реорганизация линейного текста в схемы, таблицы, графики, диаграммы, состоящие из гиперактивных элементов.

          При покадровом структурировании линейного учебного текста следует учитывать эргономические требования, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности. Эти требования касаются всего объема информации, пространственных характеристик, оптимальных условий восприятия электронного текста.

          Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются необходимостью создания благоприятной визуальной среды. Степень ее комфортности определяется цветовыми характеристиками, пространственным размещением информации на экране монитора.

          Учитывая, что ММК призван активизировать самые разнообразные каналы восприятия обучающегося, приведем ряд практических рекомендаций по оформлению материала, выстроенных на основании рекомендаций дизайнеров, психологов и методистов.

          Как правило, на 1 кадре может быть размещено около 1800-2000 печатных знаков, объединенных в 2-5 абзацев. При размещении в кадре графиков, иллюстраций и других приложений объем текста соответственно уменьшается.

          При разработке технологического сценария и программного кода необходимо учитывать оптимальные условия для восприятия электронного текста. Наиболее важными моментами здесь являются размер и цвет шрифта.

          Важно, чтобы тексты одного смыслового уровня передавались одним шрифтом, что способствует созданию устойчивых зрительных ассоциаций. Шрифты для основных текстов нужно использовать максимально легко читаемые с экрана в средних и малых кеглях (12-14). Лучше всего для электронных учебников использовать два основных текстовых шрифта: серифный для основного теста и сан-серифный для примечаний и комментариев. Третий - и единственный - шрифт, индивидуальный для каждого курса, вводится только для оформления крупных заголовков и рубрик и становится визитной карточкой курса.

          Восприятие электронного текста зависит не только от размера и характера шрифта, но и от его цвета.

Требования к цветовым характеристикам формируются из условия оптимального восприятия зрительной информации в зависимости от цветовой палитры, яркости и контрастности изображения на экране монитора.

          Цвета лучше всего подбирать насыщенные, контрастные по отношению друг к другу, естественных оттенков, встречающихся в природе (зеленый, синий, голубой, желтый, коричневый). Лучше использовать не более двух-трех цветов (плюс оттенки) для создания цветового стиля одного курса; большее количество цветов создает ощущение лоскутного одеяла, рассеивает внимание. Лучшим цветом для текста является черный или максимально темный в выбранной гамме цветов. Для фона под текстом лучше выбрать светлый тон. Так, например, голубому фону может соответствовать темно-синий цвет основного текста, бежево-желтому - коричневый и т. п.

          Определяя цветовую гамму, в которой будет выполнен электронный учебник, следует учитывать некоторые общие требования, обусловленными эргономическими показателями.

          Во-первых, необходимо постоянство используемых цветов; одни и те же объекты следует обозначать одинаковыми цветами. Это позволяет сделать цвет одним из элементов прочтения смыслового кода.

          Во-вторых, цветовая палитра должна соответствовать относительной видимости предметов изображения; недопустимо наличие цветовых гомогенных полей, снижающих уровень контрастности.

          В-третьих, необходимо учитывать соответствие цветов устойчивым зрительным ассоциациям, Так, например, известно, что красный цвет символизирует опасность, желтый - внимание, слежение, зеленый - разрешающий и т.д.

          В-четвертых, необходимо равномерное распределение яркости объектов по отношению к фону; яркостный контраст должен быть не менее 60 %.

          В-пятых, необходимо оптимально выбирать цвета для смыслового противопоставления объектов (красный - зеленый, синий - желтый, белый - черный).

          При оформлении кадров электронного учебника важными являются и требования к пространственному размещению информации на экране монитора, которые формируются на основе оптимального сочетания текстовой, графической и текстово-графической информации, способствующего наиболее полному и быстрому усвоению учебного материала. К таким требованиям следует отнести следующие.

          Во-первых, форма объектов на экране должна соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям. Иными словами, формы объектов на экране должны быть похожи на формы реальных объектов.

          Во-вторых, необходимо использовать шрифт, цвет, рамки для маркировки логического ударения, особенно для графической и текстово-графической информации.

          В-третьих, последовательность логических ударений должна определяться оптимальным порядком изучения информации.

          В-четвертых, расположение графической информации должно способствовать оптимальному порядку ее изучения. В соответствии с этим выделяются три наиболее важных типа полей восприятия графической информации:

o       поле точного восприятия: около 3-х см вверх-вниз, около 5-ти см вправо-влево от оси зрения;

o       поле опознания расположения: вверх около 25 см, вниз около 37 см, вправо и влево приблизительно по 35 см от оси зрения (фактически, речь идет о полном экране);

o       поле главного объекта: 9-10 см во все стороны от оси зрения; при этом в поле главного объекта должно быть не более 4-8 объектов.

          Все приведенные выше требования способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны обязательно учитываться преподавателем при подготовке технологического сценария.

2. Подготовка мультимедиа приложений

          Как отмечалось, для каждого учащегося ведущим является определенный вид сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

          Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо учебную информацию представлять в различных формах. Этому способствует использование разнообразных мультимедиа приложений. Мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории.

Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Запись мультимедиа приложений является следующим этапом работы.

          При подготовке мультимедиа курсов могут быть использованы следующие типы мультимедиа приложений.

          Видеолекция - видеозапись лекции, читаемой автором курса. Методически целесообразным считается запись небольшой по объему лекции (не более 20 минут), тематика которой позволяет обучающимся познакомиться с курсом и его автором (вводная видеолекция), с наиболее сложными проблемами курса (тематическая видеолекция). Видеолекция активизирует "личностный" фактор в обучении, вводя образ преподавателя в арсенал учебных средств. Видеолекция приводится в действие с помощью специальной кнопки в главном меню.

          Аудиоприложение - аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя к некоторым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.д. При этом схемы и таблицы могут быть снабжены эффектом анимации (элемент схемы/таблицы, о котором говорит преподаватель, выделяется во время прослушивания текста). Аудиоприложения также могут использоваться для введения в курс иностранного языка элементов аудирования, представлять обучающемуся образцы произношения, давать возможность прослушивать учебные диалоги и тексты.

          Анимация – динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц ит.п.). Например, анимацию удобно использовать для моделирования опытов, для демонстрации работы органов речи при произнесении звуков изучаемого иностранного языка, для иллюстрации движения финансовых потоков на предприятии и т.д.

          Статические иллюстрации – фотографии и рисунки, сопровождающие текстовый материал, в их «классическом» понимании.

 

 

3. Подготовка тренажерно-тестирующего комплекса

          Структура тренажерного комплекса УМК зависит от различных факторов: от содержательного типа представленного материала (гуманитарный, технический, естественно-научный и т.д.), от его структурного типа (теоретический курс, практический курс, хрестоматия), от характера целевой группы (школьники, студенты, слушатели курсов повышения квалификации и др.), от педагогических целей, которые решаются с помощью тренажеров и организации контроля.

          Тренажерный комплекс представляет собой серию вопросов, задач, практических заданий, предполагающих типовые ответы. Цель тренажерного комплекса - предоставить обучающемуся возможность самостоятельно отработать навыки, заданные теоретическим материалом, обнаружить слабые места в усвоении курса.

          При подготовке тренажерного комплекса преподаватель должен представить в электронном виде

·       список вопросов и заданий;

·       список правильных ответов на задания;

·       формулировки содержательных комментариев, включающих образцы рассуждения, предостережения от ошибок и т.п.;

·       формулировки методических комментариев – ссылки на теоретический раздел, рекомендации по выполнению задания и т.п.;

·       формулировки необходимых технических комментариев (как – в зависимости от условий программного кода - расположить ответ, какой шрифт использовать, возможно ли менять последовательность выполнения задания).

          В рамках тренажерного комплекса обучающемуся может быть предоставлена возможность восполнить пробелы в изучении материалов курса с помощью системы подсказок и отсылок к теории.

Любой теоретический курс обязательно должен сопровождаться серией контрольных вопросов. Те из них, которые могут быть сформулированы в тестовой форме (предполагающей выбор варианта ответа), можно представить в гиперактивном варианте как систему "вопрос-ответ". В гиперактивной форме не могут быть представлены контрольные вопросы, предполагающие распространенные рассуждения на заданную тему, вопросы, на которые можно дать неограниченное количество вариантов правильных ответов, вопросы, требующие от учащегося творческого, индивидуального решения и т.д. Вопросы такого типа включаются в ММК в линейной форме, ответы в программный код не закладываются.

          Контрольные вопросы, представленные в гипертекстовой форме, могут стать составляющей тренажерного комплекса или тестирующей программы.

          Тестирующая программа реализует, главным образом, контролирующие функции. Задания тестирующей программы могут по форме совпадать с заданиями тренажерного комплекса, но такие компоненты, как содержательные и методические комментарии здесь уже не имеют места. Кроме того, тестирующая программа может быть на уровне программного кода снабжена системой побалльного оценивания каждого вопроса и задания, а по итогам каждого завершенного блока обучающийся должен получить общую оценку своих знаний в баллах.

          При подготовке тестирующей программы автор курса должен составить вопросы и задания теста, дать варианты правильных ответов, а также оценку ответа на каждый вопрос в баллах.

4. Разработка сценария технологических решений

          Инструментальные средства, с помощью которых разрабатываются компьютерные программы, позволяют создавать различные активные элементы, формирующие структуру электронного учебника, превращающие линейный текст в мультимедийный учебник.

          Знание автором возможных интерфейсных решений позволяет ему при написании педагогического и технологического сценария наиболее эффективно структурировать учебную информацию и максимально задействовать все каналы восприятия информации.

          Среди наиболее распространенных примеров технических решений выделим следующие.

o       Фрэйм – окно вывода дополнительной информации, информации второго уровня.

o       Гиперссылки – ключевые слова, активация которых вызывает либо переход к другому документу, либо вывод краткого "всплывающего" (pop-up) текста-комментария. Гиперссылки могут быть организованы в виде списка. Роль гиперссылок могут выполнять надписи и изображения, реагирующие на щелчок или перемещение мыши. Гиперссылки позволяют устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами текста, схемами, благодаря чему текст оказывается организованным не только по вертикали, но и по горизонтали, в соответствии с установленной структурой связей.

o       Командные кнопки, снабженные надписями или пиктограммами – элементы навигации, позволяющие перемещаться внутри многоуровневой структуры мультимедиа курса. Кнопки могут содержать надпись, поясняющую ее функцию.

o       Радиокнопки – элементы, позволяющие выводить различный материал в одном и том же месте экрана. Группа таких элементов используется в качестве переключателя.

o       Картотека – элемент навигации, позволяющий организовать структуру словаря или списка литературы.

o       Текстовые поля – представляют собой поле ввода текста, необходимое для организации теста открытой формы.

o       Флажки – элементы навигации, позволяющие организовать тесты закрытой формы (осуществить выбор объекта из имеющегося списка).

o       Временная шкала – элемент навигации, позволяющий изменять скорость воспроизводства мультимедиа приложений.

o       Мультимедиа проигрыватель – элемент навигации, позволяющий регулировать воспроизведение мультимедиа приложений.

 

2.4. Этап разработки методики применения разработанных ППС

Последний этап разработки ППС – написание методических рекомендаций по использованию данного ППС в учебном процессе.

 

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии

3.1. Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

3.2. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

3.3. Методические рекомендации по выполнению итогового творческого проекта (ИТП) «Программно-педагогические средства обучения теме …»  

Требования к оформлению ППС 

1.     ППС должны быть представлены в электронном варианте.

2.     ППС должно включать:

·       титульный лист с названием и ФИО исполнителя;

·       инструкцию пользователю;

·       аннотацию;

·       основную часть.

3. В аннотации следует указать, о чем ППС и кому оно адресовано.

4.     Основная часть задания должна включать авторскую разработку решения проблемы исследования на основе гипертекстовой технологии и методические рекомендации по использованию разработанных материалов.

5.     ППС должны соответствовать критериям оценки качества (таблица 1).

 

Требование к представлению ППС

1.     Представление проекта осуществляется через презентацию ППС авторским коллективом с устными комментариями.

2.     Выступление строится по плану:

·  проблема исследования;

·  цель и задачи исследования;

·  что сделано.

 

Критерии оценивания ИТП

1.     Оформление соответствует выше изложенным требованиям;

2.     Оригинальность педагогического замысла;

3.     Оригинальность реализации и учет возрастных особенностей учащихся, эргономических требований.

 

3.4. Таблица 1. «Критерии оценки качества, предъявляемые к ППС».

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий

Наименование

Назначение

Компьютеры

Выполнение практической и исследовательской работы студентами

Мультимедийный проектор

Демонстрация разработанных материалов 

Интерактивная доска

Использование на этапе проверки домашнего задания и корректировки обобщенной таблицы, отражающей взаимосвязь содержания рассмотренных на семинаре авторских ППС с типами и этапами уроков математики

«Математика, 5–11 класс». ООО «Дрофа»

Использование преподавателем и студентами на разных этапах занятия

«Открытая Математика 2.6. Функции и графики» ООО «Физикон»

«Математика 5-11. Практикум. 1С: Образование»

«Открытая математика 2.6. Планиметрия»

Комплект авторских ППС

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

1. Изучить теоретические основы технологии создания ППС для сопровождения обучения конкретным темам математики по представленным вопросам.

2. Изучить содержание и выявить возможности разработки компьютерной поддержки обучения геометрии 7 класса по учебнику «Геометрия 7–9» авт. Атанасян Л.С. и др.

 

Рекомендуемая литература

1.     Антонова Т.И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т.И. Антонова, Т.С. Кармакова, Р.Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003.  

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

 

 

6. Практические задачи, задания, упражнения

Разработать программно-педагогические средства обучения одной из первых четырех глав учебника «Геометрия 7–9» авт. Атанасян Л.С. и др. для 7 класса.

 

7. Контрольные вопросы по теме занятия

1. В каких  достоинствах применения ППС вы убедились на практике?

2. Какие этапы необходимо выполнить при разработке модели урока математики с применением ППС?

3.  Какие методы обучения целесообразно использовать на компьютерных уроках разных типов?

4. Какие методические приемы обучения и контроля можно применять на уроках с помощью ППС?

5. Чему научились в ходе изучения курса? Чему не научились?

6. Какие трудности испытывали при изучении курса?

 

8. Методические рекомендации для преподавателей по проведению практического занятия.

Занятие проводится с использованием метода учебного проекта.

Ход занятия

Преподаватель

Студенты

1 этап – погружение в проект

Создает:

Осуществляют:

1) проблемную ситуацию: изучение геометрии вызывает затруднения у учащихся;

1) вживание в ситуацию;

Формулирует:

Осуществляют:

2) проблему: как заинтересовать учащихся геометрией с первых уроков планиметрии?

2) осознание проблемы и выдвижение гипотез по решению проблемы;

3) цель: разработать  электронные учебно-методические материалы по главам 1 - 4 по учебнику «Геометрия 7–9» авт. Атанасян Л.С. и др. 

3) принятие цели;

4) задачи:

–изучить содержание курса геометрии 7 класса и выявить возможности примененияЭОР в обучении этому содержанию;

–разработать педагогический и технологический сценарии авторских ППС;

–разработать авторские ППС и составить методические рекомендации по их применению в обучении;

–подготовить презентацию результатов работы.

 

4) принятие, уточнение и конкретизацию задач.

2 этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

5) организовать группы;

5) разбивку на четыре мини-группы;

6) выбрать одну из четырех глав учебника, по которой будут разработаны электронные учебно-методические материалы и сформулировать проблему исследования мини-группы;  

6) выбор главы и формулировку учебных проблем исследования:

–Глава 1: Есть ли начало у геометрии?

–Глава 2: Как найти ширину озера, не переплывая его?

–Глава 3: Как повесить книжную полку на заданной высоте от пола?  

–Глава 4: Может ли разбить газон треугольной  формы со сторонами 4, 5 и 7 метров?

7) спланировать деятельность по решению учебных проблем исследования и распределить амплуа в мини-группах;

7) планирование работы и распределение ролей в мини-группах;

8) возможные формы презентации результатов работы.

8) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и  самостоятельно

9) консультирует студентов по необходимости;

9) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

10) контролирует;

10) консультируются по необходимости;

11) принимает рабочие варианты ППС и презентации результатов работы.

11) подготавливают ППС и презентацию результатов работы.

4 этап – презентация проекта

Организует прием проекта:

Осуществляют защиту проекта:

12) систематизацию и обобщение полученных результатов;

 

12) понимание проблемы, цели и задач проекта;

13) подведение итогов обучения разработке авторских ППС;

13) демонстрацию умения планировать и разрабатывать авторские ППС;

14) оценку умений общаться, слушать, обосновывать свое мнение и т.д.

14) демонстрацию найденных методических приемов решения проблемы;

5 этап – подведение итогов

 Организует:

Осуществляют:

15) обсуждение реализации социально-педагогических и профессионально-педагогических целей занятия;

 

15) рефлексию и саморефлексию деятельности по выполнению проекта и ее результата;

16) подведение итогов изучения курса «Программно-педагогические средства в обучении математике», обсуждение контрольных вопросов.

16) рефлексию и саморефлексию.

 

Выводы. Инновационность занятия по целям обучения – цели ориентированы на развитие профессиональной компетентности будущих учителей; по методам обучения – используется метод проектов; по формам обучения – сочетание индивидуальной, коллективной и групповой; по средствам обучения – использование ИКТ.