ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю № 2  

« Моделирование процессов обучения алгебры и геометрии с использованием ЦОР»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному модулю № 2  

« Моделирование процессов обучения алгебры и геометрии с использованием ЦОР  »

 

Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью  

 

Факультет   педагогической математики

 

Курс  обучения                                         4

 

Семестр                                             8 

 

Всего часов по учебному плану:                12, в том числе 6 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная  

          - практические занятия            6                    

                    - самостоятельная работа        6

 

Формы  контроля знаний: тестирование

                        

 

 Хабаровск

2008

 

1.  Общие положения

 Основная цель модуля

          Содействие становлению ключевой, базовой и специальной профессиональных компетенций в области использования ИКТ в обучении учащихся алгебре и геометрии на основе овладения методическим модулем, ориентированным на отработку взаимосвязи содержания ЭОР с их дидактическими возможностями.

 Задачи модуля

·       анализ существующих ЭОР с точки зрения актуальности их использования в обучении математике, научной и методической содержательности;

·       отработка умения осознавать взаимосвязь содержания и дидактических возможностей ЭОР;

·       разработка методики использования ЭОР при обучении математике.

 

2.  Требования к уровню освоения  учебного модуля

В логике компетентностного подхода

На ключевом уровне компетентности

          - получение представления о структурных элементах ЭОР, их достоинствах и недостатках;

          - осознание, что ЭОР способствуют повышению эффективности обучения математике и развитию умений выделять главное, существенное, анализировать и обобщать, формированию коммуникативных компетенций.

На базовом уровне компетентности

          - получение представления о компьютерном уроке;

          - знание методических и дидактических возможностей применения компьютера в учебном процессе, технологии моделирования уроков по отдельным темам математики с использованием ЭОР. 

На специальном уровне компетентности

          Развитие

          - умений анализировать используемые в обучении цор с точки зрения актуальности их использования при и обучении конкретным темам математике, научной и методической содержательности и с точки зрения критериев качества;

          - умений представлять цор с помощью проектора для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний;

          - умений использовать ЭОР на различных этапах урока математики в школе.

 

В логике традиционного подхода

В результате освоения учебного модуля студенты должны

Знать:

·       понятийный аппарат по применению ППС;

·       методические и дидактические возможности применения компьютера в учебном процессе;

·       приемы использования цор с помощью проектора с целью «оживления» учителем моделей на этапе объяснения, для демонстрации заданий на экране с коллективным обсуждением возможных ответов на этапе закрепления, для контроля и самоконтроля знаний, для отработки умений выполнения типовых упражнений.

Уметь:

·       анализировать используемые в обучении цор с точки зрения актуальности их использования, научной и методической содержательности;

·       представлять цор с помощью проектора для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Владеть:

·       методикой использования ЭОР на различных этапах урока математики в школе.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Практические занятия

6

6

2

 

 

Самостоятельная работа

6

6

2

 

 

  

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

4.1. Практические занятия

  № п/п

Наименование занятия

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Моделирование процесса обучения алгебре и геометрии с помощью ЦОР

6

 

 

 

Всего

6

 

 

 

4.2. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Содержание

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Представление комплекта авторских ППС, анализ их технических, дидактических, интерактивных особенностей

 

 Третья неделя

2

Составление таблицы «Взаимосвязь содержания ППС с типами и этапами уроков математики»

 

Четвертая неделя

3

Разработка моделей уроков различного типа по конкретным темам с использованием ЭОР

 

Пятая неделя

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы модуля:

Моделирование процессов обучения алгебре и геометрии с использованием ЦОР. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме использования ППС в обучении математике; анализ существующих ППС и ЦОР с точки зрения актуальности их использования в обучении конкретным темам математики; разработка требований, предъявляемым к ППС, направленных на формирование знаний и умений по конкретным темам школьного курса математики; разработка методики использования ППС и ЦОР при обучении математике.

 

6. Литература

1.     Антонова Т. И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т. И. Антонова, Т. С. Кармакова, Р. Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. 

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; Под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

7.  Перечень учебных наглядных пособий, оборудования и ЦОР.

 

Наименование

Назначение

Компьютеры

 Использование преподавателем и студентами на разных этапах занятий

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

«Математика, 5–11 класс». ООО «Дрофа»

«Открытая Математика 2.6. Функции и графики» ООО «Физикон»

«Математика 5-11. Практикум. 1С: Образование»

«Открытая математика 2.6. Планиметрия»

Комплект авторских ЭОР

 

8. Формы текущего и итогового контроля

  Контроль осуществляется в следующих формах:

o      представление таблицы «Взаимосвязь содержания ППС с типами и этапами уроков математики»;

o      защита  моделей уроков различных типов по конкретным темам с применением ЭОР;

o      тестирование по методическим основам использования ППС.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

На практических занятиях предусматривается создание условий для активной учебно-познавательной деятельности студентов, организация работы малыми группами. Фронтальную работу и отчеты за групповую работу рекомендуется проводить с использованием мультимедийного проектора.

Рекомендуется обеспечить возможность работы студентов с ЦОРами во внеучебное время для подготовки к занятиям.

 

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _____________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год. Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                            фамилия, инициалы