ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю 1

«Теоретические основы использования ППС в обучении математике »

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРАСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

 

 

Специальность: 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2008

 

 

 

  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семинарское занятие проводится со студентами, которые знают методические основы обучения математике и информатике, содержание и технические возможности комплекта Цифровых образовательных ресурсов, рекомендованными НФПК, имеющихся в распоряжении ДВГГУ, и умеют пользоваться персональным компьютером. Семинарское занятие направлено на анализ комплекта авторских программно-педагогических средств (ППС), имеющихся в распоряжении кафедры алгебры и методики преподавания математики, с точки зрения возможности их использования при обучении математике.  Занятие проводится в специальной лаборатории. ППС, используемые на занятии, заранее установлены на компьютеры, которые будут использоваться студентами-докладчиками.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Тема: Анализ комплекта авторских ППС и ЦОР НФПК по математике

 

Продолжительность 4 часа

1. Учебные и воспитательные цели

– анализ ЦОР и комплекта авторских ППС по математике с точки зрения возможности их использования при обучении математике и критериев качества;      

– воспитание понимания значимости информационных технологий для обучения и интереса к специальности;

– воспитание ответственности, умения слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения;       

       развитие академических способностей.

 

Ожидаемые результаты

          В результате семинарского занятия студенты должны

На ключевом уровне компетентности

Получить представление о программно-педагогических средствах обучения и их классификациях и авторских концепциях имеющихся ЦОР.

Осознать, что ЭОР способствуют повышению эффективности обучения математике и развитию умений выделять главное, существенное, анализировать и обобщать.

Узнать теоретические основы по моделированию применения ППС в обучении математике.

 

На базовом уровне компетентности

Получить представление о компьютерном уроке.

Узнать технологии моделирования и использования ЭОР по математике, методические и дидактические возможности применения компьютера в учебном процессе.

Научиться анализировать используемые в обучении ЭОР  с точки зрения актуальности их применения в обучении математике, научной содержательности.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Технический уровень представленных к рассмотрению авторских. 

2. Дидактический уровень представленных к рассмотрению авторских ППС и ЦОР.  

3. Степень интерактивности представленных к рассмотрению авторских ППС и ЦОР.  

4. Какие технические, дидактические и другие особенности рассмотренных авторских ППС и ЦОР могут быть использованы как образец при разработке итогового творческого проекта (ИТП).

 

3. Перечень используемых технических и программных средств

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Компьютеры 

Демонстрация 

 

 

 

Используются при отчете мини-групп за исследование

 

Мультимедийный проектор

Комплект авторских ППС и ЦОР

 

4. Рекомендации по использованию информационных технологий

 

          На данном занятии авторские ППС используются как объект изучения и как методическое средство подготовки студентов к выполнению индивидуального творческого проекта (ИТП). При этом  студенты-докладчики демонстрируют фрагменты авторских ППС, дают комментарии и отвечают на уточняющие вопросы студентов и преподавателя. 

 

5. Перечень тем докладов к семинару

·       Комплект авторских ППС и ЦОР для введения новых знаний.

·       Комплект авторских ППС и ЦОР для контроля знаний.

·       Комплект авторских ППС и ЦОР для отработки умений.

·       Комплект авторских ППС и ЦОР для организации и проведения внеклассной работы.

·       Комплект авторских ППС и ЦОР для обобщения и систематизации знаний.

·       Комплект авторских ППС и ЦОР комбинированного типа.

 

6. Требования к содержанию и оформлению доклада

В докладе должны быть отражены:

·       Название ППС.

·       Назначение.

·       Виды инструментов, использованных при создании.

·       Особенности ППС.

Представлять доклад четко, без чтения по бумаге.

Сопровождать выступление демонстрацией фрагментов ППС.

Доклад должен быть представлен в бумажном и электронном вариантах.

 

7. Список рекомендуемой литературы

1.     Антонова Т. И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т. И. Антонова, Т. С. Кармакова, Р. Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. 

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

 

8. Рекомендации по проведению занятия 

В период подготовки к семинару 8 студентов-докладчиков знакомятся с комплектом авторских ППС, отбирают по своему усмотрению подходящие для демонстрации материалы, продумывают проведение их демонстрации на занятии и составляют доклад. 

В организационной части занятия преподаватель формулирует цель и сообщает план семинарского занятия.

В основной части занятия, посвященной анализу комплекта авторских ППС, студенты-докладчики демонстрируют фрагменты авторских ППС, дают комментарии и отвечают на вопросы студентов группы и преподавателя. Все остальные студенты по ходу докладов составляют краткие конспекты в рабочих тетрадях. После представления всех докладов с соответствующим демонстрациями преподаватель организует фронтальное обсуждение четвертого вопроса семинара: какие технические, дидактические и другие особенности рассмотренных авторских ППС могут быть использованы как образец при разработке итогового творческого проекта (ИТП).

В заключительной части занятия преподаватель совместно со студентами подводит итог занятия по изучению комплекта авторских ППС, проводит компьютерное тестирование по тесту № 1 (включает задания открытого и закрытого типа). Проверка результатов осуществляется в форме фронтальной работы с использованием ключа к части 1. Далее выдает творческое домашнее задание к практическому занятию № 1 (см. ниже) и рекомендации по его выполнению (они представлены в материалах ПЗ № 1).

 

9. Творческие задания студентам для самостоятельной работы (домашнее задание к практическому занятию № 1)

Составить таблицу «Взаимосвязь содержания ППС с типами и этапами уроков математики», в которой отразить взаимосвязь содержания рассмотренных на семинаре авторских ППС с типами и этапами уроков математики.

Наименование ППС

Типы уроков

Этапы уроков