ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю № 1  

«Теоретические основы использования ППС в обучении математике »

  

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному модулю № 1  

«Теоретические основы использования ППС в обучении математике»

 

Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью  

 

Факультет   педагогической математики

 

Курс  обучения                                         4

 

Семестр                                             8 

 

Всего часов по учебному плану:                12, в том числе 6 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная  

          - лекции                                     2

           - семинар                                  4

                    - самостоятельная работа        6

 

Формы итогового контроля знаний: тестирование

                        

 

 Хабаровск

2008

 

1.  Общие положения

 Основная цель  модуля

          Содействие становлению ключевой и базовой профессиональных компетентностей в области использования ЭОР в обучении математике на основе овладения содержанием модуля, ориентированного на теоретические основы ИКТ в образовании.

 Задачи модуля

·       анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме использования ППС в обучении математике;

·       анализ существующих ЭОР с точки зрения актуальности их использования в обучении математике и психолого-педагогических и методических основ.

 

2.  Требования к уровню освоения модуля

В логике компетентностного подхода

На ключевом уровне компетентности:

          - получение общего представления об ЭОР, их достоинствах и недостатках, психолого-педагогических и методических требованиях к ним; о возможности самостоятельной разработки электронных дидактических материалов для организации обучения математике;

          - осознание, что ЭОР способствуют повышению эффективности обучения математике и развитию умений выделять главное, существенное, анализировать и обобщать, формированию коммуникативных компетенций;

          - знание понятийного аппарата по применению ППС в обучении математике; общих требований, предъявляемых к ППС, направленных на формирование знаний и умений по школьному курсу математики.

 

На базовом уровне компетентности:

          - получение представления о компьютерном уроке, об этапах проектирования и разработки ППС, о педагогическом и технологическом сценариях ППС;

          - знание методических и дидактических основ моделирования и разработки ППС по математике;

          - развитие умений анализировать используемые в обучении цор с точки зрения научной содержательности и актуальности их использования при обучении математике.

 

В логике традиционного подхода

В результате освоения курса студенты должны

Знать:

·       понятийный аппарат по моделированию и применению ППС;

·       методические и дидактические возможности применения компьютера в учебном процессе.

Уметь:

·       анализировать используемые в обучении цор с точки зрения научной содержательности и актуальности их использования.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

 

 

Семинарские занятия

4

4

2

 

 

Самостоятельная работа

6

6

2

 

 

  

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

 4.1. Лекции

№ п/п

Наименование занятия

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Теоретические основы использования ППС в обучении математике

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

4.2. Семинарские занятия

  № п/п

Наименование занятия

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Анализ комплекта авторских ППС по математике

4

 

 

 

Всего

4

 

 

 

4.4. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Содержание

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Доклады к лекции-конференции на тему:

  1.1.Современное состояние проблемы использования и разработки ППС

  1.2.Основные проблемы, связанные с использованием ППС

  1.3.Требования к ППС

  1.4.Компьютерный урок и его характеристика

 

Первая неделя

2

Представление комплекта авторских ППС, анализ их технических, дидактических, интерактивных особенностей

 

Вторая и третья недели

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы модуля:

Теоретические основы использования ППС в обучении математике. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования компьютера в процессе обучения. Целевые ориентации информационных технологий, теоретические концепции, особенности содержания и методики различных информационных технологий. Обратная связь и основные требования к обратной связи. Общие требования к обучающей программе. Дидактические функции компьютера. Психолого-педагогический аспект компьютерного обучения. Некоторые особенности обучающих программ. Различные классификации ППС и ЦОР. Изучение и анализ банка ППС и ЦОР отдела ЦОР и педпроектирования ДВГГУ. Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением. Компьютерный урок и его характеристика. Основные типы программ, применяемых в образовании. Оценка ЦОР (технический, дидактический уровни, степень интерактивности).

6. Литература

1.     Антонова Т. И. Теория и методика обучения математике: Учебное пособие по системе профессиональной подготовки учителя общеобразовательных учреждений для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»: В 3 ч. / Авторы-сост. Т. И. Антонова, Т. С. Кармакова, Р. Г. Колпаков. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. – Часть 1.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

3.     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. 

4.     Геометрия: учебник для 7–9 классов средней школы / Л. С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2002.

5.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. 

6.     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. 

7.     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

8.     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

9.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.  

11. Малова И. Е. Система профессиональной  подготовки учителя основной школы при изучении курса методики преподавания математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.

12. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. 

14. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. 

15. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

17. Программа для общеобразоват. Школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2000. 

18. Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

19. Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; Под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006.

7.  Перечень учебных наглядных пособий, оборудования и ЦОР.

 

Наименование

Назначение

Компьютеры

 Использование преподавателем и студентами на разных этапах занятий

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

«Математика, 5–11 класс». ООО «Дрофа»

«Открытая Математика 2.6. Функции и графики» ООО «Физикон»

«Математика 5-11. Практикум. 1С: Образование»

«Открытая математика 2.6. Планиметрия»

Комплект авторских ЭОР

 

8. Формы текущего и итогового контроля

  Контроль осуществляется в следующих формах:

o      защита доклада с презентацией по теоретическим основам курса;

o      тестирование по теоретическим основам использования ППС.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

Лекции проводятся в форме конференции с докладами студентов по специальной тематике.

На семинарских занятиях предусматривается создание условий для активной учебно-познавательной деятельности студентов, организация работы малыми группами. Фронтальную работу и отчеты за групповую работу рекомендуется проводить с использованием мультимедийного проектора.

Рекомендуется обеспечить возможность работы студентов с ЦОРами во внеучебное время для подготовки к занятиям.

 

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _____________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год. Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                            фамилия, инициалы