ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Дальневосточный государственный

гуманитарный университет»

  

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Теоретические основы использования ППС в обучении математике »

  

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«___» _____________ 200 __ г.

 

Конспект лекций

 

Специальность: 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

 

Ведущий лектор:

__________________________________________________

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. протокол № _________

 

 

 

Хабаровск

2008

 

СТРУКТУРА

конспекта лекции-конференции № 1 по учебному модулю 1

курса «Программно-педагогические средства в обучении математике»

 

Лекция-конференция № 1

Тема: Теоретические основы использования ППС в обучении математике

 

 Введение

         

До начала аудиторных занятий по курсу «Программно-педагогические средства в обучении математике» деканатом проводится организационный сбор студентов 4 курса, на котором осуществляется распределение студентов по курсам по выбору. Преподаватель кратко представляет программу курса и семестровое задание, домашнее задание к первым двум занятиям.

Первое занятие по курсу проводится в форме лекции – конференции. Тема конференции «Теоретические основы использования ППС в обучении математике».

          Целесообразность проведения лекции в форме конференции диктуется тем, что студенты знают методические основы обучения учащихся математике и информатике, умеют пользоваться компьютером, знакомы с научными основами использования ЦОР в обучении математике и информатике.

          Конференция ориентирована на систематизацию и обобщение теоретических сведений по представленным преподавателем учебным вопросам через демонстрацию студентами умений собирать, анализировать, выделять главное и существенное, систематизировать нужную информацию; демонстрацию умений «доносить» информацию до слушателей с использованием компьютерной техники.

 

Подготовительный этап

Подготовка конференции

          Преподаватель должен

·       определить тематику выступлений;

·       определить литературу для докладов;

·       подобрать выступающих;

·       организовать для них консультацию;

·       предварительно заслушать выступающих;

·       собрать материалы докладчиков в электронном варианте;

·       параллельно организовать разработку программы конференции, регламента, подготовку аудитории.

К подготовке конференции привлекаются все студенты группы. Материалы лекции преподавателя на тему «Общие сведения о ППС» будут размещены в электронной сети университета, студенты должны изучить их до начала конференции (это входит в домашнее задание к лекции-конференции).

 

Программа конференции

1.     Открытие (преподаватель).

2.     Доклады студентов.

2.1. Современное состояние проблемы использования и разработки ППС (студенты 1 и 2).

2.2. Основные проблемы, связанные с использованием ППС

     (студенты 3 и 4).

2.3. Требования к ППС (студенты 5 и 6).

2.4. Компьютерный урок и его характеристика (студенты 7 и 8).

3.     Подведение итогов конференции (преподаватель и студенты).

 

Регламент конференции

Доклад – не более 15 минут.

Обсуждение – 3 минуты.

Продолжительность конференции – 2 часа.

 

Требования к докладам

1.     В докладе должны быть отражены:

·       Тема.

·       Проблема исследования.

·       Результаты исследования.

·       Саморефлексия результатов.

2.     Представлять доклад четко, без чтения по бумаге.

3.     Сопровождать выступление компьютерной презентацией.

4.     Доклад должен быть представлен в бумажном и электронном вариантах.

 

Содержание лекции-конференции

Открытие конференции преподавателем

 

Мотивация, объем дисциплины и форма отчетности

К профессиональным умениям, которыми необходимо овладеть будущему преподавателю, относятся умения использовать различные средства обучения, в том числе и компьютер.

Непременным профессиональным качеством становления преподавателя является умение подбирать и, при необходимости,  разрабатывать специальные программно-педагогические средства (ППС), моделировать их использование в учебном процессе, организовывать деятельность обучаемых по достижению целей с помощью соответствующих технологий, осуществлять контроль и оценку результатов обучения.

Дисциплина, которую начинаем изучать, называется «Программно-педагогические средства в обучении математике». На ее изучение отводится 36 часов, из которых 18 часов аудиторных и 18 часов на самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом.

Цели изучения курса – овладение технологией моделирования и использования ППС при обучении математики, т.е. развитие  педагогических способностей будущих учителей: академических, дидактических, конструктивных и др.

Для реализации целей курса предстоит решить следующие задачи: 

Требования к знаниям и умениям

          В результате освоения курса студенты должны:

·       иметь представление о программно-педагогических средствах обучения, их классификациях и о  компьютерном уроке;

·       овладеть методикой использования ППС в обучении математике и   технологией разработки и создания ППС для реализации различных  дидактических целей;

·       уметь самостоятельно и творчески организовывать процесс обучения математике с использованием ППС.

 

Лекция преподавателя

(представляется в электронном варианте)

Тема: Общие сведения о ППС

План.

1. Преимущества использования ППС в учебном процессе.

2. Понятие ППС и термины, связанные с ППС.

3. Классификация ППС.

1. Преимущества использования ППС в учебном процессе.

Использование хорошо развитых ППС в учебном процессе предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.

Учитель,   разрабатывая    и    используя    ППС    в   учебном    процессе,   имеет возможность:

·       легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданная программа легко тиражируется;

·       реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализирует тем самым процесс обучения;

·       уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;

·       проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ЭВМ как тренажер;

·       осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;

·       легко поддерживать историю обучения каждого ученика, вести и отрабатывать статистические данные, тем самым более точно и достоверно осуществлять управление учебной деятельностью;

·       уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободить время для творческой работы и индивидуальной работы с учащимися;

·       сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится и  контролируемой и управляемой.

 

2. Понятие ППС и термины, связанные с ППС.

·       Что такое ППС? Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. Другие названия ППС: электронное издание (ЭИ), электронное обучающее издание (ЭОИ), компьютерное средство обучения (КСО), электронный образовательный ресурс (ЭОР), цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и др. К ППС (ЭИ, ЭОИ, КСО, ЭОР, ЦОР) относятся издания, разработанные по заказу Министерства образования и науки РФ, заказам региональных органов управления образования, а также в инициативном порядке. Содержание ППС может соответствовать полному учебному курсу или отдельным его частям различных учебных дисциплин, а также относиться к различным вилам учебных работ (лекция,  семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя, контрольная работы, тест и др.).

·       В состав ППС входят:

1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине.

2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе.

3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия,   слайды  и  т.д.). Набор вспомогательных средств может отсутствовать.

Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу полного учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.

Техническая документация содержит

1. Описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу.

2. Инструкции по ее эксплуатации.

3. Сведения о необходимом составе технических средств и др.

Методическая документация содержит рекомендации  преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.

 

3. Классификация ППС.

Существует большое количество различных классификаций и типологий программ учебного назначения (Н. В. Апатова, Л. Х. Зайнутдинова, А. С. Лесневский, М. П. Лапчик, И.В.Роберт, Т. А. Сергеева, Н. В. Софронова, и др.).

3.1. В Институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств, представленных в схеме 1.

Схема 1

Педагогические  программные средства

 

по предметному содержанию             – математика

по  функции                                            диагностические

– контролирующие

– обучающие (демонстрационные, справочно-информационные, формирующие, тренажерные)

по степени активности учащихся,

которая определяется

структурой и характером

деятельности                              – программы, рассчитанные на мини-мальную степень активности (демонстрационные),

                                                                  – программы, рассчитанные на максимальную степень активности (конструирующие программы);

по целевой группе

пользователя  – инструментальные

программные средства

для учителя                                    для создания новых обучающих программ, применение имеющихся программных средств в процессе подготовки к уроку («электронный конспект», «электронный журнал»);

                                                                     – программные средства для учащихся  (общего назначения и специализированные). Примером таких программ являются графические и текстовые редакторы, базы данных или электронные таблицы;

по уровню коммуникативности      – предметно-ориентированные обу-чающие программы с разными степенями интерактивности (диалоговые)  

                                                                     – коммуникативно-ориентирован-ные (локальные сети).

3.2. В работах И. В. Роберт дана классификация программных средств учебного назначения, основанная на их методическом назначении: обучающие, контролирующие, тренажеры, информационно-справочные, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые, досуговые.

 

3.3. В Московском энергетическом институте  совместно с Российским НИИ информационных систем предлагают следующую классификацию программ учебного назначения: компьютерные учебники, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие   программы,  учебные пакеты), лабораторные практикумы, тренажеры, контролирующие программы, справочники, базы данных учебного назначения.

 

3.4. Л. Х. Зайнутдинова  предлагает различать три типа  компьютерных  обучающих программ (схема 2).

 

 

Схема 2

 


Компьютерные обучающие программы

 

педагогические программные

средства (ППС)                                – компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажеры, моделирующие, демонстрационные, и т.п. программные средства.

информационно-поисковые

справочные программные

системы (ИПСПС)                                  – базы данных

                                                                  – базы знаний

обучающие программные

системы (ОПС)                                – автоматизированные обучающие сис-темы  (АОС)

  электронные учебники (ЭУ)

 – экспертные обучающие системы (ЭОС)

 – интеллектуальные обучающие системы (ИОС)

 

Примерное содержание докладов студентов

1. Современное состояние проблемы использования и разработки ППС. Научные, психолого-педагогические и методические основы использования и разработки ППС

2. Основные проблемы, связанные с использованием ППС. Компьютерная оснащенность школ, техническое обслуживание, методическое обеспечение, представления об учебном процессе с использованием компьютера.

3. Требования к ППС и критерии оценки качества.  Общие требования к обучающей программе. Оценка учебных программ. Категории критериев оценки качества ППС.

Общие требования к обучающей программе

Обучающая система должна:

·       Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;

·       Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой – целями обучения;

·       Стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей – как ближайших, так и отдаленных;

·       Учитывать в содержании учебного материала и учебных задачах уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;

·       Стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;

·       Обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции:

      активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;

      моделировать совместную (субъект – субъектную) деятельность;

      способствовать пониманию текста;

      содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

      обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;

      диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;

      не пробовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа.

·       Оказывать содействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;

Оценка учебных программ

Качественная характеристика программ складывается из трех компонентов:

а) техническое и операционное качество;

б) педагогическая приемлемость;

в) степень поддержки процесса обучения.

Исходя из этого, в оценочную модель введены три категории критериев:

а) технический уровень;

б) дидактический уровень;

в) степень интерактивности.

По каждой из этих категорий разработан ряд критериев. При оценивании следует помнить, что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам, необходимо учитывать тему, цель и тип программы. Каждое свойство оценивается отдельно.

 

Технический уровень

1.     Прогон программы (запуск, ввод данных, управление).

·       Надежно ли работает программа, т.е. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш? Точно ли указывается опасность вывода программы из строя?

·       Сразу ли начинается прогон (автостарт)? Можно ли осуществить демонстрационный прогон с указанием хороших (и иных) параметров?

·       Может ли программа быть остановлена в любой момент (без риска сбоя)?

·       Можно ли повторять отдельные части программы (подобно возвращению на несколько страниц назад при  чтении) или пропускать их? Можно ли отменять ввод?

·       Насколько последовательны и ясны функции клавиш?

·       Продолжительны ли временные задержки при загрузке и/или прогоне программы? Если да, то как заполняются промежутки?

2.     Распознавание, запуск и управление программой

·       Обеспечивается ли четкое общее представление программы (т. е. уровни меню)?

·       Может ли любая программная функция (например, конкретное меню) быть запущена в любой момент?

·       Всегда ли ясны инструкции для пользователя (и комбинации на клавиатуре)?

·       Обладает ли программа функциями подсказки? Например, можно ли получить в сжатом виде инструкции по редактированию или по всем командам ввода?

·       Разумна ли аббревиатура и, следовательно, мнемоника, легко ли запоминается?

3.     Качество графики на экране дисплея.

·       Четко ли представляются тексты и графика?

·       Адекватно ли и соответствует ли содержанию изображение на экране?

·       Используются ли графические средства (цвет, рамки, подчеркивание) для пояснения содержания?

·       Хорошо ли располагается изображение на экране, т. е. соблюдается ли разумное соотношение между неиспользуемым пространством и текстом/графикой?

·       Выделяются ли наиболее важные элементы информации, например центрированием или использованием цвета?

·       Имеются ли прописные и строчные буквы?

·       Учитывают ли шрифты критерий читабельности?

·       Достаточно ли однозначны буквенные обозначения?

·       Выдержаны ли интервалы между строками и буквами?

·       Четки ли контуры графических изображений?

·       Привлекательны ли формы изображений?

·       В случае динамических изображений равномерно ли и плавно движение?  

4.     Подключение периферийного оборудования.

·       Существует ли возможность для работы в локальной сети. Internet и Intranet.

·       Существуют ли возможности для измерений и вывода сигнала?

·       Возможна ли распечатка изображения с экрана?

·       Возможна ли распечатка записанных результатов?

Дидактический уровень

1. Цели, содержание, методы.

·       Есть ли логика в отборе образовательных целей и содержания?

·       Обладает ли программа подтверждаемой/реальной образовательной ценностью?

·       Существует ли оправданная/опознаваемая взаимосвязь между целями, содержанием и методами?

·       Отражает ли дидактический подход современное состояние знаний с точки зрения научного содержания и учебных целей?

2. Форма представления (графика, таблицы, текст, мультипликация).

·       Существует ли опознаваемая взаимосвязь между формой представления, последовательностью выполнения программы, содержанием и дидактическим методом?

·       Свободны ли в основном форма представления и порядок прогона программы от всякого рода дидактически не оправданных трюков?

3. Воздействие.

·       Способствует ли программа приобретению нового учебного опыта и возникновению новых форм обучения, которые были бы немыслимы без компьютера?

Степень интерактивности

1. Возможности вмешательства.

·       Могут ли различные уровни трудности/ сложности выбираться (учителем или учащимся)?

·       Есть ли возможность выбора вариантов содержания (учителем и учащимся)?

·       Позволяет ли программа (учителю или учащемуся) варьировать скорость работы?

·       Можно ли использовать параметры полностью или расширить их?

·       Можно ли использовать вновь определенные типы функций?

·       Возможны ли ввод и обработка реальных данных?

·       Позволяет ли программное обеспечение модифицировать данные или программу?

2.Возможности обратной связи.

·       Допускает ли программа вариативные ответы в целях расширения импровизации пользователя?

·       Содержит ли программа функцию анализа ошибок в помощь обучаемому9

·       Вписывается ли программа в рамки других методов обучения?

·       Имеются ли в программе предложения по использованию дополнительных источников?

·       Стимулирует    ли    программа    другую    деятельность    без    применения компьютера?

·       Способствует ли программа развитию сотрудничества между учащимися?

Предложенными критериями для оценки обучающих программ можно руководствоваться при разработке собственных программных педагогических продуктов.

 

4. Компьютерный урок. Использование компьютеров на различных этапах урока. Применение ПК на уроках различных типов.

В чем сущность учебного процесса с применением ППС?

Учебный процесс с использованием ЭВМ, посредством которого реализуется ППМ, представляет собой имитацию учебной деятельности, при которой на ЭВМ перекладывается та или иная часть функций преподавателя: выдача учебной информации, указаний, заданий, контроль знаний и умений и др. Общение ЭВМ с обучаемым происходит путем диалога, содержание которого заложено в ППС. Управление познавательной деятельностью ученика в целом возлагается на обучающую программу, хотя в отдельных случаях, в соответствии с рекомендацией психологов, может быть представлена возможность выбора пути обучения.

          Возможность применения компьютера на различных этапах урока следует из учебных задач. Его можно использовать для анализа подготовки учащихся к уроку, повторения изученного материала, объяснения нового материала, формирования знаний, умений, навыков. Например, если компьютеры планируется использовать для закрепления изученного материала, то в качестве учебной задачи может выступать задача формирования знаний, умений и навыков по конкретному учебному материалу. В случае применения компьютера на этапе анализа подготовки учащихся к уроку его использование позволяет проверить знания учащихся по изученной теме, их подготовку к уроку. На этих этапах урока используемые программные средства обычно представляют собой комплекс упражнений по изучаемой теме и выступают в роли тренажёров. Рассмотрим использование компьютера на этапе анализа подготовки учащихся к уроку на примере работы программы, которая была составлена по теме «Решение уравнений». На первом уроке было рассмотрено правило решения уравнений и проведено закрепление этого материала на решении уравнений вида ах + b = с и ах + b = сх + d. На следующем уроке ставится задача формирования знаний, умений и навыков учащихся по данной теме. Но прежде необходимо узнать уровень подготовки учащихся к занятию.

Учитель заранее планирует число заданий, в зависимости от времени, отведённого на работу. Уровень сложности может определяться как самим учащимся, в зависимости от уровня его подготовки, так и учителем, в зависимости учебных задач урока. Например, ученик ввёл цифру 1. После этого происходит очистка экрана и на нём возникает заставка. В середине экрана большими символами уравнение пишется с целью использования демонстрационного телевизора. Параметры «Количество уравнений» и «Верные решения» сигнализируют о выполненных заданиях. Учащийся решает их в тетради, а в компьютер вводит ответ. Если упражнение выполнено правильно, то происходит переход к следующему заданию. Если же задание было выполнено неверно, то в форме звукового' сигнала происходит сообщение об ошибке, после чего осуществляется переход к следующему заданию. Учитель может следить за работой учащихся по сообщениям на экране дисплея или просматривая решения заданий в тетради. Работа учащегося оценивается компьютером. Оценка возникает на экране сразу после выполнения указанного числа заданий. Использование такой формы работы с компьютером на данном этапе урока позволяет:

1.     Увеличить число опрашиваемых учащихся.

2.     Получить реальную картину сформированных знаний школьника к данному занятию.

3.     Активизировать деятельность учеников,

4.     Вносить необходимые изменения в план изучения темы.

5.     Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

6.     Дифференцировать задания.

Такую форму работы с компьютером можно применять, например, в процессе внеурочной, индивидуальной работы с учащимися. Данная программа, кроме варьирования количества заданий, позволяет избежать их повторения. Каждый раз учащимся будет предлагаться новое задание. Это позволяет сформировывать у школьников устойчивые потребности в получении знаний и умений по данной теме. Просматривая решения заданий в тетрадях учащихся, учитель обнаружит характер допускаемых ошибок и поможет их исправить. Например, учащийся при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую не менял их знаки на противоположные. Сделав необходимые пояснения и показав, как необходимо правильно решать упражнения, можно сразу предложить задания на закрепление полученных правил. Для этого нужно остановить выполнение программы и снова осуществить её запуск. Процесс обучения при этом становится более интенсивным.

Применение компьютеров на уроках разных типов. Наибольший интерес представляет собой использование компьютеров на уроках обобщения, и систематизации учебного материала. Этот тип занятий требует от учителя трудоёмкой и кропотливой работы по их подготовке, подборе соответствующего практического материала. Необходимо выделить узловые вопросы, усвоение которых будет иметь определяющее значение для формирования знаний учащихся. Кроме систематизации материала по теме необходимо проконтролировать решение задач различного уровня. Отдельные учащиеся через достаточно малое время, прошедшее после изучения темы, уже могут испытывать определённые трудности в решении тех или иных упражнений. Использование компьютеров позволяет значительно интенсифицировать такие занятия. Рассмотрим пример программы, написанной для повторения основного практического материала по теме «Площади четырёхугольников». Эта тема изучается по геометрии в 8 классе в учебнике Атанасяна Л.С. «Геометрия 7–9».

После загрузки программы появляется заставка. Выбор темы может осуществляться учителем или учеником, в зависимости от необходимости её изучения, Предположим, что была выбрана первая тема.

После ввода цифры 1 происходит очистка экрана и возникает первое задание.

Если задание выполнено неверно, то происходит сообщение об ошибке и осуществляется переход к этому же заданию, но с изменёнными данными. В программе это достигается за счёт генератора случайных чисел. Если задание выполнено верно, то возникнет соответствующее сообщение и произойдёт переход к следующей задаче.

Эти задания  направлены на проверку знания учащимися теоремы Пифагора). Следующие задачи позволяют проверить умение её применять. Заметим, что алгоритм программы составлен таким образом, что все задания, вводимые в неё, дифференцированы и могут быть изменены, в зависимости от того, на каком уровне проводится обучение в классе.

В программе установлен счётчик количества решаемых и верно  решённых задач. Это  позволяет использовать её в качестве контроля знаний. После решения учащимся всех задач на экране возникнет оценка его работы.

Данная программа составлена таким образом, что пока ученик не решит верно задачу одного типа, переход к следующему заданию не осуществляется.

Такая форма работы позволяет интенсифицировать процесс повторения изученного материала, более качественно осуществлять индивидуальный подход к учащимся.  Её также можно использовать во внеурочной работе для преодоления и предупреждения неуспеваемости.

Очень эффективным является  использование компьютеров на уроках проверки и оценки знаний, например, если они проводятся в форме зачёта. Обычно зачёты проходят в письменной или устной форме. При этом существует ряд недостатков.

1.     При письменной форме проведения зачёта нет возможности проверить работы учащихся сразу на уроке, что порой влечёт несвоевременность сообщения результатов. В свою очередь долгое ожидание оценки может привести к различным нервным перегрузкам.

2.     При устной форме проведения зачёта учитель при наличии относительно большого количества учащихся в классе стеснён во времени. При этом возрастает элемент субъективизма в оценке ответов. Случаются такие ситуации, при которых всех школьников опросить невозможно, и учитель вынужден или увеличивать время зачёта, что ведёт к перегрузке учащихся, или брать их решения для письменной проверки. Но ученик мог в них не написать теоретические ссылки, рассчитывая на то, что сообщит их устно,

3.     Не каждый ученик может успеть написать письменную работу за отведённое время. Часто школьники медленно пишут и не успевают выполнить задания, хотя ход рассуждений у них правильный.

4.     При обеих формах зачёта учитель бывает лишён возможности помочь учащимся, если у них возникли затруднения в работе, с которыми они могли бы справиться.

5.     При письменной форме зачёта зачастую велик элемент списывания.

Этих недостатков легко избежать, если использовать на уроках-зачётах компьютеры. Предлагаем форму такого занятия. Подготовка к проведению зачёта начинается не менее чем за 2 недели. Для самостоятельной подготовки в классе учащимся на стенде вывешиваются варианты заданий, которые будут использоваться на зачёте, и необходимый теоретический материал. На уроках повторения и обобщения материала обязательно необходимо рассмотреть решение ключевых задач, дать консультацию по интересующим их вопросам. На зачётном занятии (в зависимости от сложности темы и количества учащихся в классе на него отводится 1 или 2 часа) выбор формы работы осуществляется учителем. Одна группа работает по карточкам, вторая за компьютерами. Если учащийся сдал зачёт и хочет улучшить оценку, то ему предоставляется право сделать это, но изменив форму работы. Учащиеся, которые получили удовлетворяющую их оценку, становятся помощниками учителя. Они выполняют разные виды работ: могут быть консультантами, могут принять зачёт у товарища. При успешном выполнении практической части изучаемого материала ученика можно освободить от сдачи зачёта.

 

 

 

Подведение итогов конференции

Подведение итогов лекции-конференции провести в форме обсуждения следующих контрольных вопросов.

1.     Что дает применение компьютера в учебном процессе?

2.     Какие критерии оценки качества  ППС примем за основные для анализа комплекта авторских ППС?

3.     Какие методические особенности занятия вы можете выделить?

В результате обсуждения указанных вопросов могут быть получены следующие выводы.

Вывод 1. Применение компьютеров в учебном процессе  позволяет:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Добиваться более качественного усвоения учебного материала.

3. Видеть реальную картину сформированных знаний, умений и навыков.

4. Более интенсивно осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе внеклассной работы.

5. Представлять учащимся возможность выбора форм работы на «свою» оценку, а также возможность её исправления.

6. Осуществлять дифференцированный подход.

7. Проводить работу по преодолению и предупреждению неуспеваемости учащихся.

8. Добиваться глубоких и прочных знаний за счёт многократного решения упражнений.

9. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.

Вывод 2. Основные критерии оценки качества ППС представлены в виде таблицы.

Таблица 1

Критерии оценки качества, предъявляемые к ППС

 

Технический уровень

1.Прогон   программы  (запуск,   ввод  данных, управление)

2.Распознавание,     запуск      и      управление программой

3.Четкость изображения и привлекательность    формы

4.Соответствие изображения на экране содержанию 

5.Использование прописных и строчных букв, различных шрифтов

6.Возможности для работы в локальной и/или глобальной    сети

 

Дидактический уровень

1.Образовательная     ценность

2.Согласованность     целей,      содержания     и  методов

3.Форма  представления   и   порядок  прогона программы    свободны    от    всякого    рода  неоправданных                                          трюков

4.Приобретение  нового учебного материала или   возникновение   новых   форм   обучения

учащимся)

Уровень  интерактивности

1.Наличие               различных               уровней сложности

2.Возможность выбора  вариантов содержания              

3.Возможности               обратной               связи

Прием и выдача вариантов ответов  

4.Программа вписывается в рамки других методов   обучения

 

Вывод 3. Методическими особенностями занятия являются:

– занятие проводится в форме лекции-конференции;

– основной метод обучения – исследовательский;

 – преобладание индивидуальной творческой деятельности студентов;

– использование  информационной компьютерной технологии.