Комментарий методиста 

Е.Э. Горяиновой к уроку

учителя

русского языка и литературы Ямщиковой Т.В.

 

 

Тема урока: Богатство языка

Тип урока  - урок изучения нового материала

Ход урока:

Данный урок риторики посвящен изучению темы, касающейся богатства языка и речи. Учитель ставит целью показать отличие богатой речи от бедной, способы обогащения речи, ввести понятие тавтологии, развивать воображение детей, внимание к речевой детали. На уроке находят место различные приемы обучения: создание текстов, дикционные упражнения, импровизация в различных речевых ситуациях, риторические игры, беседа. Для анализа подобраны доступные и интересные для данной возрастной категории тексты из детской литературы.

1. 0.00 – 5.30. Дикционная разминка.

Урок начинается с повторения вопросов о необходимости изучать риторику, основных разделов этой науки. Затем следует дикционная разминка. В игровой форме проводятся упражнения на развитие правильного дыхания («Задуй свечу»), артикуляции («Колечко», «Хоботок»), дикции (скороговорка). В каждом случае мотивируется задача упражнения.

2. 5.30 – 17.50 . Первичное знакомство с темой урока. Анализ речевых ситуаций.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с его целью. Далее проводится словарная работа, дается толкование слова «богатство» и словосочетания «богатство языка» и «богатство речи». Следующая ступень в знакомстве с темой – работа с эпиграфом, словами К. Паустовского о богатстве языка. Кроме того, на данном этапе учащиеся размышляют о роли словарей в обогащении языка.

Вниманию учащихся предлагаются две речевые ситуации. Первая – отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». Учащиеся, проанализировав выразительные средства, приходят к выводу, что в данном отрывки автор в совершенстве владеет богатством речи. Вторая речевая ситуация – инсценировка эпизода из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», диалог Эллочки Людоедки с инженером Щукиным. В данном случае учащиеся убеждаются, что перед ними пример бедности речи, героиня использует ограниченный запас слов, однообразные синтаксические конструкции, которые не столько передают смысл речи, сколько эмоциональное состояние говорящего.

3. 17.50 – 23.20. Введение понятия «тавтология».

Перед определением теоретического понятия учитель говорит, что свидетельством бедности языка является не только малый словарный запас и синтаксическое однообразие, но и тавтология. Затем учащиеся записывают определение термина в тетради. В целях наблюдения за проявлением понятия детям предлагается юмористическая песенка – переделанное стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», в которой в каждой строчке встречается тавтология. Дети не только читают этот текст, но и графически выделяют примеры нового для них понятия. С тем, чтобы сравнить бедную и богатую речь, учитель дает возможность прослушать текст стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» (чтение подготовленной учащейся наизусть). Учащиеся приходят к выводу, насколько правильнее и богаче речь без употребления излишних слов.

4.  23.20 – 34.01. Закрепление изученного.

В качестве закрепления изученного и расширения представлений о богатстве речи предлагается выполнить упражнение из учебника. В нем дан для анализа фрагмент из книги В. Драгунского «Денискины рассказы», «Что любит Мишка» и «Что люблю я». Прочитав и проанализировав их, ребята  заключают, что богатство речи зависит еще и от широты и оригинальности мышления. На примере данного текста учащиеся находят как лексические, так и синтаксические средства обогащения языка, повторяют лингвистические понятия.

5. 34.01 – 40.11. Творческая работа. Домашнее задание. Выводы  по уроку.

Учитель подводит итог урока, еще раз называет факторы обогащения языка. Далее учащимся предлагается творческая работа в описании предмета –  устно дать оригинальные определения яблокам (используется наглядность). Дома же необходимо будет выполнить эту работу письменно.

Завершают урок обобщающие вопросы: Что нового узнали сегодня на уроке? Что такое богатство языка и богатство речи, тавтология. Сокровища языка? Учащиеся осознанно на них отвечают, что свидетельствует о том, что материал урока усвоен.