Стопа с портретом "Князь Кутузовъ - Смоленский".
       Императорский стеклянный завод. Россия, г. Санкт-Петербург. 1814-1820 гг.


       Данный бокал - стопа имеет конусовидное тулово, огранено сплошными горизонтальными ребрами. Толстостенный. По краю золотая отводка. На тулове овальный медальон молочного стекла с портретом Кутузова, выполненный гризайльной росписью; над портретом надпись: "Князь Кутузовъ - Смоленский". Изображение на бокале выполнено по оригиналу портрета, гравированному С.Карделли. Кутузов изображен погрудно, левый профиль, в генеральском мундире с орденами Андрея Первозванного, Георгия I степени, Владимира I степени, австрийским Марии Терезии и жалованным портретом Александра I на голубой ленте. Через правое плечо ленты Георгиевская и Андрея Первозванного Хрустальные стопы и бокалы с алмазной гранью с накладным медальоном молочного стекла, вошли в историю русской культуры как мемориальное стекло, прославляющее героев 1812 года и русскую армию.
       В художественном декоративно-прикладном искусстве Отечественная война 1812 г. получила своеобразное и яркое отражение. Уже в первые годы после войны на изделиях появляется совершенно новый вид изображений - портреты героев недавних сражений: фельдмаршалов М.И.Кутузова и М.Б.Барклая-деТолли, генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна, генералов П.И.Багратиона и А.Н.Сеславина, казачьего атамана графа М.И.Платова, партизана полковника Дениса Давыдова и многих других. Рынок чутко реагировал на патриотический подъем в России и, как мог, спешил удовлетворить запросы. Заводы выпускали блюда, тарелки, вазы, чашки и бокалы, главным, а в большинстве случаев единственным украшением которых становились портреты героев и участников войны 1812 года. Под очевидным влиянием Отечественной войны предметы часто украшали изображениями воинских трофеев и знамен. Искусно скомпонованные, исполненные золотом они дополняли основной мотив росписи.
       Группа памятных изделий из бесцветного хрусталя изготавливалась на Императорском стеклянном заводе в 1814-1820 гг. Для сосудов этого времени характера строгая и лаконичная форма эпохи классицизма, исполненная из прозрачного хрусталя, блестящего и играющего светом на гранях, по кромке шла золотая лента, имитирующая "оправу". На бесцветную, прозрачную поверхность хрусталя, способом наклада (или надцвета) наносился белый круглый или овальный медальон. На его поверхности воспроизводились портреты героев Отечественной войны 1812 г., и заграничных походов русской армии, аллегорические композиции и надписи. Изображения выполнялись гризайлью, росписью в монохромных, серых тонах, которая всегда стремилась создать иллюзии гравюры или скульптурного барельефа. Для всех росписей эпохи классицизма характерна их зависимость от графических оригиналов, выполненных профессиональными художниками-орнаменталистами или миниатюристами.
       Известно несколько бокалов с портретом М.И.Кутузова, хранящихся в собраниях музеев. Портрет М.И.Кутузова выполнен по оригиналу С.Кардели, изображение сопровождает надпись: "Тот жив, бессмертен тот, Отечество кто спас" или "Князь Кутузов - Смоленский".
       Кутузов, Михаил Илларионович (1745-1813) - Светлейший князь Смоленский (1812), великий русский полководец, генерал-фельдмаршал(1812). Ученик А. В. Суворова. Участник русско-турецких войн XVIII в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну 1805 командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из-под угрозы окружения. В русско-турецкую войну 1806-1812 главнокомандующий Молдавской армией (1811-12), одержал победы под Рушуком и Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор. В Отечественную войну 1812 главнокомандующий русской армией (с августа), разгромившей армию Наполеона. В январе 1813 армия под командованием Кутузова вступила в пределы Западной Европы. После изгнания французов удостоен титула князя Смоленского.
Литература: