Комментарий методиста  

Л.И. Булавинцева к уроку

учителя биологии

Н.И. Петуновой

 

Тема урока: Генетика

Тип урока – урок изучения нового материала, изучение нового материала организовано как самостоятельная работа в группах переменного состава (вариация КСО).

Задачи урока – сформулировать понятие о науке генетике и ее значении; развивать эмоции учащихся, используя литературные  произведения, воздействующие на чувства школьников;  развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности; воспитывать умение работать в коллективе;  формировать ценностного отношения к окружающему миру посредством реализации принципов субъектности и ценности.

 

Ход урока:

 

1. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы урока.

Учитель читает отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и предлагает ответить на вопрос: «Что должен был знать царь, чтобы его семейная жизнь не была разрушена?» Результатом обсуждения вариантов ответов учащихся является формулировка темы урока: «Генетика»

 

2. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний, полученных при изучении предшествующих разделов курса биологии, актуализации жизненного опыта учащимся предлагается для обсуждения в группах вопрос: «Что изучает генетика?» Результатом совместного обсуждения этого вопроса и последующих является заполнение на доске таблицы:

Что изучает генетика

Когда возникла

Где возникла

Методы изучения

 

 

 

 

 

В таблицу вносятся все выдвигаемые предположения.

 

 

3. Формулирование цели и организация самостоятельной познавательной деятельности.

Учитель ставит перед классом задачу: изучить статью о  науке генетике. Статья делится на четыре части. Работа над статьей осуществляется в группах переменного состава. Учитель сообщает о последовательности работы, характере работы на каждом этапе и форме отчетности.

 

4.  Самостоятельная работа учащихся со статьей. В ходе работы происходит первичное восприятие и осмысление материала.

В первоначальных группах («кооперативах») каждый из учеников работает над одой из четырех частей статьи: читает и конспектирует статью, выделяет ключевые слова. Затем ученики объединяются в группы экспертов, в каждой группе экспертов обсуждается один вопрос и результатом обсуждения является выработка единого ответа и выделение ключевого слова. Эксперты возвращаются в первоначальные группы и выступают  с докладами по своему вопросу.

 

5. Отчет о результатах работы над статьей. Обсуждение результатов.

По каждой части статьи выступают эксперты: называют ключевые слова, которые учитель записывает на доске, и дают характеристику понятий,  обозначаемых выделенными терминами.

Учитель направляет работу класса и предлагает каждой группе самостоятельно сформулировать понятие генетики как науки, используя записанные на доске ключевые слова: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридизация.

По окончании обсуждения каждая группа предлагает свою версию, учитель подводит итоги и дает определение понятия науки генетики: генетика – это наука, изучающая наследственность, заключенную в генотипе и изменчивость, отраженную в фенотипе, используя гибридологический метод.

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Итогом работы на уроке является откорректированный первоначальный вариант таблицы, составленный на основе организованного учителем обсуждения в группах и классе.

Что изучает генетика

Когда возникла

Где возникла

Методы изучения

 

 

 

 

 

Реализуя принципы «ценности» и «субъектности», учитель благодарит класс за работу и предлагает ответить на вопрос: на какие вопросы вам помогает ответить наука генетика и письменно закончить фразу: «Понять тему урока мне помогло…»