Неизвестный скульптор XVIII века. Аллегорическая скульптура "Зима". Не позднее 1765

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Родиной фарфора по праву считается Китай, где более тысячи лет назад уже умели создавать удивительные по красоте и качеству изделия, тонкие и легкие, словно яичная скорлупа. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. В Европе "китайское чудо"", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Фарфоровые изделия были настоящей редкостью и стоили баснословно дорого, поэтому иметь его могли себе позволить лишь представители самых богатых и знатных фамилий. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. Этот чудесный материал был окутан тайнами и легендами.

В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. Китайцы же хранили в строжайшей тайне способ изготовления фарфора.

Правители многих европейских государств пытались наладить собственное порцеллиновое производство (порцеллином в то время называли фарфор), однако, долгое время все их усилия оканчивались неудачами. Лишь в начале XVIII века европейцы сумели разгадать секрет изготовления этого драгоценного материала.

В правление Августа II, короля Польши и курфюста Саксонии алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик, химик и минеролог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, нашедшие залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена, сумели получить первые образцы фарфоровых изделий. В 1710 г. в Мейсене была организована фарфоровая мануфактура, а его изделия стали известны всей Европе.

Расцвет этого производства, наиболее характерные изделия которого создавались в духе рококо, связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендлера, И. Г. Кирхнера и И. Ф. Эберлейна. В этот период (1735-1763), который получил название "скульптурный", здесь выпускают сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т.п. Особую славу Мейсена составляет мелкая фарфоровая пластика, отмеченной тонким пониманием специфики материала и изысканностью росписи. Небольшие изящные статуэтки, которые использовались для украшения интерьера, всегда пользовались популярностью у зрителя.

Изящная скульптурная группа с изображением аллегории зимы. На облаках, напоминающих взбитые сливки, восседают боги: вечно юная Геба и седобородый Сатурн, символизирующие новый и уходящий год. Изящная фигурка Гебы облачена в розовую тунику, затканную цветами и изысканно орнаментированную накидку, ее золотистые волосы легкими завитками спадают на ее обнаженные плечи. Складки одежд подчёркивают стройность ее фигуры. Тонкие пальцы левой руки сжимают белый с золотом кубок, другой рукой она держит кувшин с нектаром или амброзией, пищей богов дарующей им бессмертие и вечную юность. Сатурн поддерживает медальон, с изображением закутанных в меха дамы и молодого господина, катающихся на коньках . Высокое подножие скульптуры также украшено медальоном с изображением зимних забав. Верхний медальон декорирован лепным цветочным орнаментом, а нижний, в виде картуша, белоснежными завитками, напоминающими о зиме. Стелются, обвивают подножие скульптуры зеленые побеги, а с верху нависают фиолетово-серые холодные сосульки. Облака мерцают, переливаются гаммой оттенков от розового до нежно голубого. Белизна фарфора подчеркивается яркими одеждами и позолотой. Изгибы и завитки, плавно текущие линии, асимметричная композиция, пастельные тона все это характерно для стиля рококо.

Статуэтка выполнена из твердого фарфора. Этот белоснежный, легкий, хрупкий, удивительно пластичный и слегка просвечивающий материал представляет собой прекрасный фон для миниатюрной красочной росписи. А блеск глазури, смягчающий контуры предметов и чрезмерно жесткие и мелкие детали, придает ему еще больше изысканности.

Справочная информация.

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена) в 1709 г. Иоганном Беттгером. После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Геба - воплощение юности, вечно юная богиня. Дочь Зевса и Геры. После вознесения Геракла на Олимп стала его женой, что явилось наградой за его подвиги и знаком примирения с Герой.

Сатурн - один из древнейших римских богов (уже в 497 г. до н.э. ему был посвящён храм на Форуме). Согласно мифам, Сатурн научил людей земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, вот почему вся римская земля - "земля Сатурна". К праздникам в честь Сатурна - сатурналиям, которые отмечались в Риме 17 декабря, восходят первые карнавалы: господа и слуги менялись своим положением, царило безудержное веселье, люди обменивались подарками, избирался шуточный царь праздника.

Царева Т.Б.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева