Люксембургский дворец был возведен в 1615–1631 годах по заказу Марии Медичи в Люксембургском саду. Вдова Генриха IV никогда не любила грязный и зловонный Лувр, и поэтому она решила построить собственный дворец. В 1612 году королева купила особняк и парк герцога Люксембургского, расположенный в тихом и спокойном пригороде Сен-Жермен. А 2 апреля 1615 года Мария Медичи торжественно заложила первый камень своего будущего дворца. Для внутреннего оформления резиденции королева пригласила самого Рубенса. Говорят, что Рубенс, однако, занимался не только своей прямой деятельностью: будучи близок к королеве, он умело проникал в тайны французского двора и докладывал об этом эрцгерцогине Испанских Нидерландов, чьим подданным он являлся. Строительство тянулось очень долго. И только в 1625 году состоялось торжественное открытие большой галереи западного крыла дворца. Но вскоре после полного завершения всех работ Марии пришлось покинуть свой дворец, поплатившись за свою оппозицию кардиналу Ришелье: Людовик XIII изгнал свою мать из Парижа и даже из Франции. Она умерла в Кельне, всеми забытая, в 1642 году. Позднее, после смерти Марии, здесь жили ее сын Гастон Орлеанский и внучка Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье, активная участница Фронды. Люксембургский дворец, который так никогда и не получил имени своей создательницы, остался во владении королевской семьи до самой революции. Его национализировали в 1790 году и превратили в тюрьму, где пребывали в заключении аристократы, актрисы, члены Конвента, депутаты, еще недавно заседавшие в Парламенте. Все потешались друг над другом: патриоты над униженными аристократами, а те, в свою очередь, – над оставшимися без власти членами Конвента: непримиримых врагов соединила общая судьба. Несмотря на то, что все ожидали казни, жизнь во дворце оставалась весьма оживленной. В галерее Рубенса устроили зал для игры в мяч. Пленники прогуливались по коридорам и встречали много старых знакомых, а в полдень им разрешалось посещать герцогиню Орлеанскую, вдову Филиппа Эгалите. За такую светскую жизнь Люксембургскую тюрьму называли последним салоном XVIII века. Среди узников салона-тюрьмы были Камиль Демулен, Дантон, художник Давид, Адриенна Лафайет, жена пламенного борца за свободу и демократию генерала Лафайета. Госпожа де Муши, жена маршала Франции и бывшего управляющего Версалем, оказавшись в Люксембургской тюрьме, воскликнула: «Надо же, меня заточили в том самом дворце, где праздновали мою свадьбу!». Самой малозаметной узницей была креолка Жозефина Богарне, вдова погибшего на эшафоте генерала и будущая императрица. В 1795 году дворец передали Директории, а в 1799 году – «Сенату консерваторов». Для того чтобы дворец можно было полноценно использовать в новом качестве, его подвергли кардинальной реконструкции. В 1814 году Дворец становится Палатой Пэров. Увеличение числа депутатов вынудило архитектора Альфонса де Жизора осуществить еще одну реконструкцию дворца. Ряд преобразований пережил в XIX веке и сад, который стал любимым местом для прогулок парижан (и остается им до сегодняшнего дня). Сюда часто приходили художники, поэты, писатели. Здесь проводили свое время Верлен, Анри Ренье, Анна Ахматова, Марина Цветаева и совсем недавно Иосиф Бродский. С 1852 года дворцом распоряжались самые разные организации – от префектуры департамента Сены и Верховного суда до генерального штаба люфтваффе во время Второй мировой войны. И лишь в 1958 году дворец снова был отдан Сенату. Открытый для публики Люксембургский сад всегда полон, и каждый имеет возможность любоваться фасадами дворца.