Зигмунд Фердинанд фон Пергер. Рафаэль представляет Папе Юлию II эскиз фрески "Спор об Евхаристии". 1839

Жизнь Зигизмунда Пергера тесно связана с Веной. Здесь он учился в Академии художеств, работал художником на фарфоровой мануфактуре, а в 1825-1841 был хранителем знаменитого художественного музея, находившемся в Венском дворце Бельведер. Пергер интересовался стариной, писал в основном исторические картины и портреты.

Увлечение историей, обращение к историческим и религиозным сюжетам было характерно для художественной жизни Вены того времени. Именно в Вене в начале XIX столетия образуется группа художников религиозно-романтического направления, к которой примыкал и З. Пергер. Они получили прозвище "назарейцы" (по названию города, в котором прошло детство Христа). Назарейцы боролись с "безнравственностью" живописи нового времени, стремились к возрождению истинно христианского искусства, идеал которого они искали в Средневековье и раннем Возрождении. В картине Пергера "Рафаэль представляет папе Юлию II эскиз фрески "Спор об Евхаристии" об этом свидетельствуют монументальные формы, строгая сдержанная композиция, локальные краски, форма полукруглой арки в верхней части картины.

На картине изображен великий итальянский художник Рафаэль Санти, вручающий папе Юлию II картон с эскизом. Фрески "Станца делла Сеньятура" для Ватиканского дворца были написаны Рафаэлем в 1508-1511. В их числе - знаменитая фреска "Спор об Евхаристии" (оригинальное название "Disputa", или "Disputa del sacramenta"). В России эта фреска больше известна под названием "Триумф христианской религии". Работу над ней художник завершил в 1509 году. Вместе с Рафаэлем Санти на картине изображены его знаменитые современники. Сзади него слева мы видим Микеланджело Буанаротти, который в 1508 году начал расписывать потолок Сикстинской капеллы, впереди слева - Джулио Романо, держащего картину Рафаэля "Прекрасная садовница". Будущие папы Лев Х и Павел III представлены на картоне в кардинальском сане: Алесандро Фарнезе (Павел III) стоит справа за спиной Юлия II (его портрет можно видеть на фреске "Спор об Евхаристии"), а будущий папа Лев Х изображен сидящим слева от Юлия II с пером в руке.

У картины интересная история. Она поступила в 1919 из собрания С.А. Юрьевича, воспитателя императора Александра II. Александр II, будучи еще наследником престола, купил ее в Риме в 1839 году у самого художника и подарил С.А.Юрьевичу. Из коллекции Юрьевичей, хранящейся в их имении в Саратовской губернии, она попала в Радищевский музей в Саратове, где стала участницей поистине детективной истории. В 1922 картина была передана музеем в Саратовский университет для организации при нем Музея Изящных искусств. После закрытия этого музея она хранилась на складе университета, откуда была украдена одним из сотрудников. Для удобства похититель ее распилил пополам грубой пилой, уничтожив на сантиметр всю среднюю часть композиции. Не зная, что картина принадлежала ранее Радищевскому музею, он принес ее сюда и предложил купить. Отреставрировал картину музейный реставратор И.И. Васильев.

Справочная информация

Галерея Бельведер - художественный музей в венском дворце Бельведер. В его коллекцию входят живописные произведения многих эпох, от Средневековья и барокко до XXI века.

Лев Х - (1475-1521), папа Римский с 1513 . При нём процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. Лютера Локальный цвет - в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и т. д. Как понятие Л. ц. впервые выделен Леонардо да Винчи в его "Книге о живописи". Применение Л. ц. характерно для живописи средневековья, Раннего Возрождения и классицизма. Л. ц. был отвергнут импрессионистами, но вновь используется многими направлениями искусства 20 в. (например, экспрессионизмом).

Назарейцы - (нем. Nazarener, от Nazareth, названия города в Галилее, где прошли детство и юность Христа) - наименование группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, входивших в "Союз Святого Луки" (нем. Lukasbruder). "Союз" был образован в 1809 в Вене по образцу средневековых гильдий, находившихся под покровительством этого святого, по преданию, исполнившего с натуры первое изображение Богоматери. Будучи учениками Венской академии художеств, назарейцы организовали первое в художественной жизни XIX в. выступление против академических программ и принципов, темой картин выбирая не мифологические, как в академии, а исторические или религиозные сюжеты.

Павел III - в миру Александр Фарнезе (1468-1549 гг.) - папа Римский с 1534 г. Кардинал с 1493 г. Активно боролся с Реформацией. В 1540 г. утвердил орден иезуитов, в 1542 г. реорганизовал инквизицию, учредил в Риме Конгрегацию инквизиции - верховный трибунал по делам о ересях. Подготовил и созвал в 1545 г. Тридентский собор, решения которого стали программой контрреформации.

Юлий II - в миру Джулиано делла Роверс (1443 - 1513), папа римский с 1503 г. Добивался усиления папской власти и территориального расширения Папской области. Активизировал деятельность инквизиции, способствовал расширению торговли индульгенциями. Ю. II покровительствовал искусству, пригласил в Рим Д. Браманте, Микеланджело, Рафаэля и других архитекторов, скульпторов, живописцев.

Юрьевич, Семен Алексеевич (1798-1865) - один из воспитателей цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Семен Алексеевич бережно собирал "заповедные вещи" цесаревича. С.А. Юрьевич преподавал великому князю арифметику, польский язык, а спустя некоторое время - фортификацию и артиллерию, сопровождал его в путешествиях по России и Европе, и вплоть до своей отставки в 1848 году заведовал перепиской наследника престола. Происходящий из древнего и славного дворянского рода, он, по словам современника, "не унаследовал исчезнувшего в превратностях судьбы богатства своих предков, но обладал теми качествами души и той силой воли, которые не приобретаются вещественными богатствами мира сего". Выйдя в отставку, С.А. Юрьевич поселился в своем Саратовском имении в селе Лопуховка, где и хранилась его коллекция.

Живопись и графика художников Европы в основном приобретена и получена в дар во время длительного путешествия по странам Западной Европы в 1838 году.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева