Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900)
Буря на море 1873 г.

       Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900)
       Родился в Феодосии, умер там же. Учился у федосийского архитектора, затем в АХ (с 1833г.) у М.Н.Воробьева, Ф.Таннера. Участвовал на выставках АХ (с 1835г.) и др. В 1836г. за картину "Вид на взморье в окрестностях Петербурга" получил малую золотую медаль, в 1837г. - большую и звание художника. В 1840-44гг. был пенсионером АХ в Италии, посетил также Германию, Францию, Испанию и Голландию. В 1844г. получил от АХ звание академика, с того же года - живописец Главного морского штаба. С 1847г. - профессор живописи. В 1845г. совершил путешествие с экспедицией Ф.П.Литке. По возвращении поселился в Феодосии. Основная тема творчества Айвазовского - морские пейзажи. Айвазовский сыграл большую роль в развитии русского маринизма. Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгардской и Амстердамской Академий художеств. В 1887г. в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием деятельности художника получил звание почетного члена АХ. При жизни художника состоялось более 120 выставок его произведений в России и за рубежом/
       Наследие знаменитого художника-мариниста И.К. Айвазовского весьма велико. По свидетельству самого художника им было создано около 6000 картин. Творческий облик Айвазовского сформировался, когда он был еще совсем молодым человеком, а работал художник до последнего дня жизни. При этом в его наследии немного неудач, почти всегда они связанных с отступлением от морской тематики, где мастер не знал себе равных.
       "Буря на море" близка традиционному представлению о творчестве Айвазовского, как романтика водной стихии. Её сюжет вызывает в памяти множество полотен художника на схожую тему. Композицию полотна определяет мерный ритм череды несущихся по небу туч и продолжающих их движение прозрачных, светящихся волн. Повинуясь непреклонной силе стихии уносятся морские птицы, кренится тонущий корабль с красным флагом бедствия на мачте… Но, наперекор всему, перпендикулярно морским волнам, пробивается к кораблю шлюпка со спасателями. Гребцы заносят весла, а один из них встав на носу лодки, указывает курс на гибнущее судно. На его фигуре, оказавшейся волею художника, в композиционном центре полотна играет отблеск слабого лучика, проглянувшего, подобно надежде, сквозь рваные тучи. Картина относится к периоду взлета зрелого творчества Айвазовского. В этот период художник постепенно отказывается от эффектного романтического многоцветного колорита, предпочитая использовать более сдержанные, но по-прежнему тонкие цветовые решения.