Дуга.

Дуга - это часть конской упряжи. Она представляет собой согнутый тонкий ствол дерева, который использовался для прикрепления оглобель с помощью гужей (широких сыромятных ремней) к хомуту. Кроме того, дуга служила амортизатором для смягчения толчков при езде. Нижние концы дуги, к которым привязывались гужи, называются конусами. Лицевая (обращенная к голове лошади) и тыльная поверхности дуги называются щеками, а вершина дуги - излучиной. На лицевой стороне излучины привинчивалось металлическое дужное кольцо, к которому крепились поводья уздечки. После установки и укрепления дуги клешни хомута стягивались под шеей лошади супонью (узким сыромятным ремнем или веревкой). Дуга была самой приметной частью упряжи, ее художественно расписывали, украшали резьбой, а в торжественные выезды к ее излучине привязывались колокольчики или бубенчики. В хозяйстве дугу, особенно расписную, берегли, ее прятали, как и хомут, в сени или в амбар.
В России существовало несколько крупных центров дужного промысла, в каждом из них были свои особенности формы, размеров и приемов украшения дуг. Наиболее крупные из них издавна славились своими традициями резьбы и росписи по дереву. По месту производства выделяются архангельские, вологодские, пермские, петербургские дуги. Существовали дужные промыслы также в Рязанской, Калужской, Курской, Владимирской, Костромской и Нижегородской губерниях. Некоторые из дуг предназначались для тяжелой запряжки, они были более массивными с расстоянием между концами дуг до 1,8 м. Материалом для изготовления дуг служили в основном береза и липа. В коллекции музея имеются четыре дуги с резьбой и росписью. Три из них поступили из имения Иловна, принадлежавшего до революции графам Мусин-Пушкиным. Источник поступления четвертой дуги, к сожалению неизвестен. Однако, именно эта дуга наиболее интересна по своей декоративной отделке.
Дуга украшена полихромной росписью по красному фону и золоченой резьбой. Резной узор на щеках в виде побега винограда с гроздьями, исходящего из треугольников, заполненных резными чешуйками, тянется к тройной лучевой розетке вверху на излучине дуги. В нижней части парные трафаретные изображения, выполненные серебристой краской, с одной стороны - коней, с другой - львов. Мотив побега и изображения животных разделены такой же как на излучине тройной резной розеткой. Резные элементы позолочены. В полукруглые изгибы резного побега вписаны синие цветы с тройными зелеными листьями. В цветочной росписи чередуются изображения многолепестковой розы с белыми оживками, шестилепестковый синий цветок с желтыми и белыми оживками, то поданный фронтально, то в ракурсе, и синий колокольчик с круглыми зелеными листьями и белыми оживками. По бортам дуги вся композиция обрамлена с двух сторон зубчатыми резными позолоченными полосками. Конуса дуги покрыты жестяной обшивкой и украшены двойными чеканными точечными полосами. На одной из сторон излучины в центре резной розетки укреплена декоративная металлическая личинка. Изображения львов и коней в сочетании с растительным орнаментом встречаются на дугах из разных центров дужного промысла. Однако, судя по характеру декора, манере росписи и очень близким аналогичным предметам из разных музеев, данную дугу можно предположительно отнести к Рязанской губернии. Мотивы как резьбы, так и росписи, используемые на дугах (лучевые розетки, виноградный побег, изображения коней и львов, которым придавались охранительные функции), широко распространены в крестьянском искусстве и несут в себе отзвуки древней языческой символики, связанной с культом солнечного светила, постоянно возрождающейся жизни.