Урок 15. Контрольная работа № 1

Контрольные работы в курсе 2 класса построены так же, как в курсе 1 класса. Каждая работа состоит из бумажной и электронной части. Время на работу с этими частями распределяется пропорционально числу обязательных задач в них. Так в данной работе 5 обязательных задач, из которых 3 бумажных и 2 электронных. Поэтому на бумажную часть работы следует отвести 20–25 минут, а на электронную – около 15 минут. Рационально, начать эту работу с бумажной части. После того как учащийся решил и проверил три бумажные задачи, он переходит за компьютер – решает и проверяет две обязательные электронные задачи. Если после этого у учащегося остается время, он решает необязательную электронную задачу 3.

Критерии выставления оценки за работу: оценка «3» ставится за любые три полностью решенные задачи, оценка «4» ставится за любые четыре полностью решенные задачи, оценка «5» ставится за все решенные задачи. За решение необязательной электронной задачи 3 учащемуся выставляется отдельная оценка.

В первой четверти 2 класса курса дети занимались в основном повторением. При этом они познакомились с тремя новыми вопросами: понятие «все разные», понятия «раньше -  позже», утверждения, не имеющие смысла. Данная контрольная работа составлена с упором именно на новый материал, хотя так или иначе в ней повторяются почти все вопросы, содержащиеся в курсе 1 четверти. Решение обязательных бумажных задач

Бумажная часть

Задача 1. Несложная задача на усвоение понятия «все разные» - нового понятия курса 2 класса. Как видите, на рисунке 12 фигурок и ровно 6 пар одинаковых фигурок. При этом на рисунке есть ровно 6 разных фигурок, из которых детям нужно обвести пять. Если первое задание выполнено правильно, то второе задание не вызовет сложностей, ведь для каждой фигурки здесь есть такая же. Задача считается полностью выполненной, если верно сделаны оба задания.
Задача 2. Задача на повторение понятий «Одинаковые цепочки», «Разные цепочки», а также на усвоение понятия «все разные» для цепочек. Задача считается полностью решенной в том случае, если ребенок смог добиться выполнения обоих условий – две цепочки из данных одинаковые, три цепочки из данных – разные.
Задача 3. Задача на усвоение новых понятий «раньше/позже», а также утверждений, не имеющих смысла. Кроме того, здесь работают понятия «следующий/предыдущий» и конечно, проверяется умение определять истинность утверждений. Задача считается полностью решенной только в том случае, если правильно определена истинность всех утверждений.
Ответ (для обоих вариантов): не имеют смысла первое и четвертое утверждения; второе и третье утверждения истинны; пятое утверждение ложно.

Электронная часть

Задача 1. Задача на усвоение понятий «раньше/позже». Кроме того, здесь дети повторяют цепочки (в частности слова и алфавитную цепочку) и лексику, относящуюся к ним. Также в этой задаче в неявном виде работает договоренность об утверждениях, не имеющих смысла. Как видите, в данном наборе есть слова, для которых второе утверждение не имеет смысла. Поэтому, чтобы правильно решить задачу ребята должны понимать – чтобы утверждение было истинно необходимо, чтобы оно имело смысл. Задача считается полностью решенной только в том случае, если ребенок положил в окно все искомые слова.
Ответ: ЗВЕРЬ, ПЕКАРЬ, ВЕДЁРКО.

Задача 2. Основная цель этой задачи – проверить, насколько дети научились пользоваться новым электронным инструментом, конструктором цепочек. Также здесь проверяется усвоение нового понятия курса 2 класса «все разные» и повторяются свойства бусин. Рассмотрим задачу первого варианта. Первая, третья и пятая бусины должны быть одинакового цвета, допустим красного, значит, все три эти красные бусины должны быть разной формы – круглая, квадратная и треугольная. Расставляем эти бусины на первое, третье и пятое места в любом порядке. Две оставшиеся бусины должны быть одинаковой формы, допустим квадратной, значит, они должны быть разного цвета и не красные, поскольку красная квадратная бусина в нашей цепочке уже есть (а одинаковых бусин у нас быть не должно). Берем две подходящие бусины, например, желтую квадратную и синюю квадратную и ставим их на второе и четвертое место в любом порядке. Как видите, на каждом шаге решения у нас существовал выбор (цвета, формы или места бусин), поэтому решений здесь довольно много.

Задача 3. Необязательная. Эта задача комбинаторного характера, в нашем курсе несколько таких задач детям уже попадались. Как это у нас часто бывает, решать ее можно по-разному. Один из вариантов – метод проб и ошибок. При таком варианте первую фигурку ребенок раскрашивает как-нибудь, вторую – так, чтобы она не была такой же как первая. Третью фигурку надо раскрасить так, чтобы она не была ни такой же как первая, ни такой как вторая и т.д. Ясно, что при таком способе, чем ближе к концу, тем сложнее будет решать. Другой вариант – организовать систематический перебор комбинаций раскрашенных клеток, например, красным. Такой способ дети, скорее всего, не смогут реализовать от начала и до конца (хотя возможно используют интуитивно соответствующие стратегии), но он поможет нам для поиска и подсчета всех решений. Итак, переберем все красные клетки. Пусть одна из красных клеток будет стоять в левом верхнем углу. Переберем все такие разные фигурки. Ясно, что вторая красная клетка может стоять на любом из трех оставшихся мест. В результате мы получили 3 разные фигурки, в каждой из которых один красный квадратик в левом верхнем углу. Больше таких фигурок нет, поэтому раскрашивая остальные фигурки мы должны иметь в виду, что левый верхний квадратик не может быть красным. Допустим, первый красный квадратик в правом верхнем углу. Тогда второй квадратик может стоять на двух оставшихся местах (но не в левом верхнем углу). Получаем еще две разные фигурки, каждая из которых отлична от каждой фигурки из первых трех. Теперь мы не можем использовать верхние квадратики, и раскрашиваем в красный цвет два нижних квадратика. Получаем всего 6 разных фигурок, и других таких фигурок быть не может. Это означает, что в нашей задаче мы должны найти все возможные комбинации раскрашенных указанным образом клеток. Можно организовать рассуждения (и соответственно перебор) и по-другому, например, так. У нас должны быть раскрашены красным ровно 2 клетки. Как 2 раскрашенные клетки могут быть расположены в такой четырехклеточной фигурке?  Либо в ряд (клетки имеют общую строну), либо по диагонали (клетки не имеют общей стороны). В первом случае ряд может быть: верхний (две верхние клетки), нижний (две нижние клетки), правый (две правые клетки) или левый (две левые клетки). Получаем 4 разные фигурки. Во втором случае диагональ может быть из верхнего левого угла или из верхнего правого. Получаем еще две разные фигурки, отличные и от первых четырех. Таким образом, снова получаем те же 6 возможных комбинаций. Дети, скорее всего, будут решать первым способом, используя элементы из второго и третьего способов.