Морлайтер (Морлейтер), Джованни Мариа. Апостол Марк. Конец XIX века

Апостол Марк изображен стоящим в полный рост, наклонив голову к правому плечу и глядя в книгу, которую он держит обеими руками и поддерживает согнутой в колене правой ногой. Наиболее тщательно проработано лицо Апостола - с глубокими горизонтальными морщинами, пересекающими лоб, глубоко посаженными глазами, тонким носом и плотно сжатыми губами, оно исполнено сурового напряжения. Туловище его трактовано более обобщенно. Не пролеплены пальцы рук и ступни ног. Правая рука Апостола, практически полностью скрытая книгой, только намечена. Левая рука исполнена гораздо более четко, но и здесь кисть, и особенно пальцы только прорезаны стекой. У левой ноги Апостола Марка изображен крылатый лев, его непременный атрибут. Мощная голова с пышной гривой, выразительная морда, с отчетливо выраженными антропоморфными чертами, - все это выполнено с большим декоративным мастерством и темпераментом.

Скульптор внимательно прорабатывает складки драпировки, охватывающей фигуру подобно большой спирали - она поднимается от правой ступни к левому бедру, затем пересекает туловище по диагонали и взвивается словно от порыва ветра за правым плечом. Кажется, ветер наполняет драпировку воздухом, заставляет ее двигаться и извиваться. В прихотливом сочном рисунке материи особенно чувствуется высокое мастерство скульптора и его артистический темперамент. Впечатление стремительности авторской мысли усиливает разделка фона неровными горизонтальными штрихами. На одежде, особенно на рукаве левой руки видны отпечатки пальцев мастера и следы от стек. Хотя терракота достаточно тщательно проработана сзади, есть следы налепки глины.

Данная работа из собрания Радищевского музея представляет собой не законченное произведение, а превосходный по качеству скульптурный эскиз, боццетто (итал. - bozzetto), в котором отсутствует детальная разработка авторского замысла.

Основные этапы работы скульптора, оставшиеся практически неизменными до конца XVIII века, описал еще в XVI веке Джорджо Вазари во введении к своим знаменитым "Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Начиная работу скульптор прежде всего реализует свой замысел в рисунках, набросках, эскизах. Рисунки скульптора могут быть и этюдами с натуры, и импровизациями, и набросками композиций, но они заметно отличаются от рисунков живописца. Скульптор всегда стремится охватить форму и движение фигур с разных сторон, как бы одновременно с нескольких точек зрения. Так, например, Микеланджело рисует обнаженную фигуру спереди или со спины и тут же, на том же листе, хочет представить ее себе в профиль или в одежде. За рисунком следует создание эскиза небольшого размера, который выполняется в мягком материале - глине, пластилине, воске. В нем мастер разрабатывал и совершенствовал свой замысел, причем выполнял не один, а несколько скульптурных набросков, стараясь найти нужные пропорции, характер движения, прорабатывая отдельные детали. Когда скульптор добивался результата, работа увеличивалась до нужного размера и потом готовая модель переводилась в мрамор или бронзу.

Горельеф поступил в музей как произведение неизвестного итальянского мастера 18 века. Мы считаем возможным приписать ее авторству скульптора Джованни Мария Морлайтера, работавшего в Венеции и близлежащих областях. Он пользовался большим признанием современников и считался лучшим среди художников Венецианской республики. В 1754 он был избран членом Венецианской Академии художеств, а в 1761 - членом Академии художеств во Франции.

Справочные материалы

Морлайтер (Морлейтер), Джованни Мариа (?). Morlaiter (Morleiter) Giovanni Maria (?). 1699, Венеция - 1781, Венеция. Резчик по дереву и скульптор итальянского барокко.

Его отец был искусным мастером-стеклодувом. В конце XVII века он со своей семьей переселился из общины Ниедердорф в Пустертал (Niederdorf im Pustertal, Тироль) в Венецию.

Джованни Мария Морлайтер работал в Венеции и близлежащих областях. Он пользовался большим признанием современников считался лучшим среди скульпторов Венецианской республики. В 1754 он был избран членом Венецианской Академии художеств, а в 1761 - членом Академии художеств во Франции. Вместе с ним работали сыновья: Микеланджело (1729-1806), живописец и Грегорио (1738-1784), скульптор.

Апостол Марк - один из четырех евангелистов, двоюродный брат Варнавы - помощника апостола Павла в его миссионерской деятельности. Он также был спутником Павла и Варнавы в их ранних миссионерских путешествиях и позже был с Павлом в Риме. Его атрибут - крылатый лев. Средневековые комментаторы нашли этому объяснение в самом тексте Евангелия Марка: оно открывается с "гласа вопиющего в пустыне" - указания на льва. Считалось, что Марк проповедовал Евангелие в Александрии и стал первым епископом этого города. Там же, по преданию, он принял мученическую смерть. Предположительно, его останки были перевезены из Александрии в Венецию в IX веке, и с этого времени он считается небесным покровителем Венеции

Боццетто. Первые наброски, эскизы в глине или воске и получили название боццетти (итал. bozzetto - эскиз). Фиксирующие начальные этапы процесса создания скульптурного произведения, они дают возможность проследить творческий процесс в его развитии, знакомят с методами работы, раскрывают способ мышления художника. В этом смысле боццетто иногда представляет собой даже большую ценность, чем законченная работа. Начиная с XVII века, установилась совершенно определенная практика при исполнении скульптурных произведений. Как правило, скульптор собственноручно делал только модель. Перевод терракотового эскиза в мрамор или бронзу чаще всего осуществляется в его мастерской руками помощников-каменотесов или рабочих-литейщиков.

Подобная практика вызывала резкую оппозицию скульпторов рубежа XIX-XX веков Огюста Родена и Адольфа фон Гильдебранда и их призывы работать непосредственно в материале.

Терракота (от итал. terracotta, букв. "обожженная земля") - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Изготовляется терракота из особых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового).

Горельеф (франц. haut-relief) - высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема; иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто используются в архитектуре.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева