ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД (Welte, Bernhard) (1906–1983), немецкий католический теолог и философ, использовавший феноменологический подход в философии религии.

Родился 31 марта 1906 в Месскирхе (родном городе Мартина Хайдеггера, с которым Вельте связывала многолетняя дружба). После окончания гимназии в Констанце (1918) изучал теологию и философию в университетах Фрайбурга и Мюнхена. В 1929 рукоположен в священники и в течение 14 лет был секретарем архиепископа Фрайбургского Конрада Грёбера. В 1938 защитил докторскую диссертацию по догматике Миропомазание после крещения, а в 1946 – габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность) работу «Философская вера» Карла Ясперса и возможность интерпретации ее в рамках томистской философии. В 1952–1973 – профессор Фрайбургского университета на кафедре «пограничных проблем» (позднее переименованной в кафедру христианской религиозной философии). В 1955–1956 – ректор университета. На философские и теологические взгляды Вельте сильное влияние оказало общение во «Фрайбургском кружке» с такими мыслителями, как Макс Мюллер, Райнхольд Шнайдер, Карл Фарбер, Роберт Шерер, Генрих Окснер, которые стремились преодолеть узость неосхоластической теологии и найти новые пути развития теологического мышления. В 1960-х годах Вельте совершал поездки с лекциями в Южную Америку, Ливан, в Иерусалим. В 1973 теолог вышел в академическую отставку.

На похоронах М.Хайдеггера (28 мая 1976) Вельте произнес прощальную речь Поиски и находки (Suchen und Finden).

В 1978 теолог был награжден Большим крестом за заслуги Федеративной республики Германии.

Умер Вельте во Фрайбурге 6 сентября 1983.

Мышление Вельте сформировалось под влиянием многих философов (Фома Аквинский, Гегель, Ницше, Блондель), творческие импульсы черпал он из мистики Майстера Экхарта, философии К.Ясперса и прежде всего М.Хайдеггера. В стремлении преодолеть барьер между верой и знанием Вельте исходил из схоластической аксиомы: fides querens intellectum (вера, взыскующая разумения). В своей антропологии он стремился создать «некоторые философские предпосылки для понимания христианства», понять христианское как полноту человеческого.

Осмысляя возникшее в Новое время напряжение между условиями и структурами секуляризованного мира, с одной стороны, и содержаниями религиозного опыта, опыта трансцендентности, с другой, Вельте вскрывал изначальную природу феноменов человеческого существования (Dasein). В природе человека, где конечное переплетается с бесконечным, Вельте обнаруживал изначальное предпонимание христианского спасения. Показывая, что и в настоящее время в мире можно выявить множество «следов» трансцендентности, он с помощью феноменологического метода описывал вполне повседневные вещи, явления, события, на первый взгляд не имеющие никакого отношении к теологии, – число, человеческое общение, футбол. Удобной точкой постижения священного в жизни (а значит, возможностью получения религиозного опыта) является, согласно Вельте, опыт ничто, данный в опыте смерти, и в своих работах теолог анализировал глубинные измерения этого фундаментального экзистенциального опыта. В рамках христологической постановки вопроса он выявил сущность церковного Предания как разговора эпох и разработал методы исторической герменевтики.

Используя средства феноменологии, Вельте стремился быть посредником между современной жизненной ситуацией и христианской верой, а потому настаивал на открытости теологии по отношению к современной философии. Вельте вводил традиционную теологию, отмеченную печатью неосхоластического мышления, в пространство постметафизического мышления. Учитывая опыт историчности человеческого существования и понимания изменчивости мышления и языка, Вельте ставил перед собой задачу – не только сохранить, но и перевести на язык современности традиционные, прошедшие сквозь многие эпохи, теологию и церковную проповедь веры.

К главным работам Вельте относятся: По следам вечного (Auf der Spur des Ewigen, 1965), Понимание спасения (Heilsverständnis, 1966), Между конечным и бесконечным (Im Spielfeld von Endlichkeit und Unendlichkeit, 1975), Философия религии (Religionsphilosophie, 1978), Майстер Экхарт (Meister Eckhart, 1979), Что такое вера? (Was ist Glauben?, 1982).