Урок литературы в 10 классе на тему: «Образ города в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”»

 

Цели урока:

1.                 Познавательные:

найти, прочитать и проанализировать ключевые эпизоды романа, систематизировать знания учащихся об изображении Петербурга в литературе.

2.                 Развивающие:

способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся;

способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.

Оборудование. Портрет Ф.М. Достоевского, фотографии Петербурга, иллюстрации учащихся.Дополнительный материал к уроку

 

Ход урока

 

Создание проблемной ситуации и работа по тексту.

1. Ф.М. Достоевскому принадлежит очень интересное наблюдение над смехом. Вспомните, какое?

2. Как же смеются персонажи Ф.М. Достоевского из романа «Преступление и наказание»? Найдите в Ч 1 гл. 1, 2, 4 смех Р. Раскольникова и Семёна Мармеладова.

гл. 1 «с странною улыбкой,»

гл. 2 «хе, хе»,

гл. 2. «язвительно усмехнулся»,

гл.4. «ухмыляясь и злобно торжествуя».

Мотивационная беседа.

                           Мы видим, что Достоевский сопровождает часто смех персонажа выразительными комментариями, это «как» вполне передать невозможно, да и существенен для характеристики образа не сам характер смеха, а над чем смеётся герой.

1. Вспомним сон Р. Раскольникова о забитой клячонке, определим, как меняется характер смеха? Над чем же смеются собравшиеся? 2. Что напоминает нам этот эпизод? Прежде чем ответить на второй вопрос, необходимо прочитать учащимся отрывок из народной кукольной комедии «Петрушка» (явл. 7-9). Чтение заканчивается вопросом: «Чей голос слышим?» (Можно ответ заменить появлением кукольного Петрушки на руке учителя).

Итак, Петрушка или Пучинелло, он же Ванька Рататуй, разыгрывает народные комедии, где его бьют, а он убивает. Зрители же при этом смеются. Смех зрителей, как и смех героев Достоевского, вовсе не обозначает комическое восприятие действительности; смех героев обнаруживает нечто существенное для автора и в объекте осмеяния, и в его субъекте.

- Попытаемся определить то существенное, что подчёркивает автор в объекте и в субъекте изображения.

- В каком городе живут герои Достоевского?

- Каким видится Петербург Пушкину? Современному человеку? (Рассматриваем виды Петербурга).

- Почему же «необъяснимым холодом» веяло на Раскольникова от «великолепной панорамы» парадного Петербурга?

- Почему «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина?

- Достоевскому лично, видимо, была свойственна острота переживания пространства. (Тем же он наделяет и Раскольникова). Писатель плохо чувствовал себя в Швейцарии. Пространство озера в Женеве, глухо ограниченного горами, действовало на него удручающе. Именно ограниченность пространства и сближает роман «Преступление и наказание» с народным театром. Не маскарад с его размахом, пышностью, весельем, а балаганный театр с небогатыми декорациями рисует Ф.М. Достоевский.

Творческая работа.

(Составление опорной схемы). 1. Каковы же декорации театра Достоевского?

Отвечая на вопросы, учащиеся заполняют квадрат, поделённый на 4 квадрата, два из которых делится на треугольники.

   

  1. Пейзаж 

   

   2. Трактиры

 

3. Стены

 

 

 

   интерьер

 

 

 

4. Вещи

  5. Уличные стены

1.                                     Найдите все пейзажные зарисовки, определите настроение, которое  они создают. ( Квадрат №1 заполняется иллюстрацией учащихся, где через цвет передаётся сущность пейзажа. Говоря о пейзаже, обращаемся к описанию трактиров. Квадрат № 2).

2.                                     Особенности интерьера (каморка Мармеладовых, комната Раскольникова, квартира старухи-процентщицы и т.д.) (Треугольник №3 заполняется иллюстрацией учащихся на тему: «Стены» Треугольник №4 – на тему: «Вещи»).

Учащиеся комментируют изображённое. (Краткое обобщение: пейзаж психологичен, так как создаёт ощущения безысходности, тупика; интерьер – обшарпанные обои жёлтого цвета, тряпьё и т.п., т.е. однообразные, тесные, сжимающие героя, выталкивающие его из себя комнаты, среди вещей нет разнообразия, тяготеют не к индивидууму, а к более общим определениям человека и его жизни).

Вывод учителя. Таким образом, писатель не прибегает к подробным описаниям с тем, чтобы продолжить ассоциативный ряд – дальше дороги нет. Вырисовывается образ ограниченного пространства: угол, стена – символ, знак жизни человека.

Итак, 3 квадрата заполнены – декорации готовы, звучит музыка (вспомните, какую музыку мы слышали в романе?), и разыгрывается одна за другой уличные сцены.

- Какие петербургские уличные сцены произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? (Работа с уличными сценами)

- Какие цвета вы выберете, чтобы закрыть 5 квадрат?

Проблемный вопрос.

Обратим внимание на цвет. Какое желание возникает, глядя на калейдоскоп петербургской жизни?

- Есть ли прямой выход из этого замкнутого пространства? (Вспомните концовку из народной комедии: «Кончилось дело. Петрушку собака съела». У Достоевского же действие только начинается)

- Какой это путь?

Вывод учителя.

Деклассированные герои Достоевского обычно стоят на рубеже своей судьбы, когда они должны сделать решительный выбор поступка, жизненного пути. В обществе, где деньги контролируют мораль, личность становится примитивной. Поэтому выход из сложившегося положения – это путь «кривды», по которому и идут герои Достоевского. Современное общество и современный человек «ненормальны» и нездоровы.

- Так что же «спасёт мир»?

Домашнее задание.

Как же образ созданного Ф.М. Достоевским Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Р. Раскольникова?