Сомов К.А. Дама в голубом

К.А. Сомов был одним из самых ярких художников объединения "Мир искусства". Он также обращается к ретроспективному жанру и часто пишет прелестных жеманниц эпохи рококо. Художник словно тихо прощается в своих изящных картинах с утонченной и театрализованной культурой XVIII столетия.

И даже обращаясь к портрету современницы, художницы и друга, Елизаветы Михайловны Мартыновой (1868-1905), он использует особенности ретроспективного жанра. "Дама в голубом" мало похожа на портреты XVIII века. В ее чертах проступает напряжение, надлом и растерянность перед новым, приближающимся миром, так не похожим на золотой век дворянской культуры. Мартынова в платье ушедшей эпохи, она чувствуют себя уютно в одеждах прошлого, но осознает, что это всего лишь маскарад.

Сомов строит композицию на соотношении трех планов, которые имеют не только пространственную характеристику, но несут смысловую нагрузку. На первом плане, на фоне дерева с книгой в руках дама в голубом. За ее спиной - вид на старинный парк. На втором плане мужская фигура с тросточкой, словно входящая в картину и разделяющая пространство главной героини и сценки на третьем плане, где изображены дама и кавалер, играющий на флейте. Мужская фигура на втором плане - сам автор картины.

Не случайно Сомов называет картину "Дама в голубом", а не портрет Мартыновой. Это программное произведение, в котором художник обозначил свои основные принципы: взгляд на прошлое сквозь призму настоящего, рождающий тонкий и многоплановый диалог двух эпох. И не случайно его фигура расположена между этими эпохами - далеким XVIII веком с его галантными сценками и рубежом XIX-ХХ веков, обозначенным портретом современницы и единомышленницы в искусстве.