З.Е. СЕРЕБРЯКОВА. За туалетом. Автопортрет

З.Е. Серебрякова происходит из художественной среды: дочь скульптора Е.А. Лансере, сестра художника Е.Е. Лансере, племянница художника Л.Н. Бенуа. Она росла в атмосфере идей и эстетических приоритетов мастеров объединения «Мир искусства», членом которого она также являлась.

В искусстве рубежа XIX–XX веков начинался процесс размывания жанровых границ произведений. Например, портрет чаще всего писался не на пустом фоне, а в пейзаже или интерьере, приобретая черты жанровой картины. Такие примеры возникали еще в 1880-е годы («Стрекоза» И.Е. Репина, «Девочка с персиками» В.А. Серова).

«За туалетом. Автопортрет» Серебряковой – также портрет-картина, где изображение пространства играет особую роль. В этом произведении все, за исключением подсвечника со свечой на туалетном столике, является отражением в зеркале. Тема зеркала возникала в ту пору во многих работах (В.А. Серов «Портрет Г.Л. Гиршман). Пространство, отраженное в зеркале, углубляется и трактуется как своеобразный предмет, имеющий неограниченные возможности оптического бытия. Все вещи, находящиеся в отраженном пространстве, теряют свою самодостаточность, являясь лишь отражением, то есть оптической случайностью, поскольку в отраженном варианте форма изменчива. Подсвечник со свечой словно задает эту тему – он показан и как реальный предмет и как отражение в зеркале.

В плане образного решения картины эффект зеркала дает Серебряковой возможность пококетничать со зрителем. Она пишет свой автопортрет, не просто глядя в зеркало, как это обычно делается, а как отражение в зеркале. Данный прием позволяет ей показать себя в интимной обстановке, наедине с собой. Она словно и не предполагает присутствие посторонних глаз: ее лукавый взгляд, легкая улыбка обращены как к себе самой, так и к зрителю.