Врубель Михаил Александрович

(1856–1910)

       Михаил Александрович Врубель родился 5(17) марта 1856 года в Омске в семье офицера Александра Михайловича Врубеля, впоследствии военного юриста, и Анны Григорьевны, урожденной Басаргиной. Рано потеряв мать, Михаил воспитывался мачехой – Елизаветой Христофоровной Вессель – одаренной пианисткой, привившей мальчику любовь к музыке. Из-за частых переездов семьи получал домашнее образование в том числе обучался рисованию. В 1870 поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе. В 1874-1880 учился на юридическом факультете Петербургского университета, увлекался рисованием, немецкой философией, посещает вечерние рисовальные классы ИАХ, пользуясь советами П.П.Чистякова. С 1880 по 1884 годы учился в ИАХ, не окончил. В академические годы дружит с В.А.Серовым.
       Уже в академический период Врубель ярко заявил о своем таланте композицией, отмеченной серебряной медалью второго достоинства «Обручение святой Девы Марии и Иосифа». В этот период характерно пристальное внимание к форме под влиянием манеры испанского художник Мариано Фортуни. В это время Врубель создает «Натурщицу в обстановке Ренессанса» и несколько вариантов эскизов на тему трагедии Шекспира «Гамлет и Офелия», которые воспринимаются прологом к центральной теме художника – теме Демона.
       В 1884 Врубель по рекомендации П.П.Чистякова приглашен А.В.Праховым в Киев для участия в работах по декорариванию Владимирского собора. Специально для этой работы художник изучал византийские мозаики в Венеции. Недооцененные А.ВПраховым, новаторские по пониманию задач монументального искусства, эскизы Врубеля не были воплощены в росписях Владимирского собора.
       В киевский период закладывается стремление к работе в монументальной форме. Врубель реставрирует фигуры архангелов в куполе Софии Киевской, создает 4 монументальные композиции в Кирилловской церкви (Среди них «Сошествие святого духа на апостолов») и 4 иконы для иконостаса, серию акварельных эскизов и орнаментов для Владимирского собора («Надгробный плач», «Воскресение»). Параллельно Врубель создает этюды цветов – эти изысканные графические работы, стали творческой лабораторией художника, легли в основу его кристаллического формообразования. Среди живописи киевских лет особое место занимают «Девочка на фоне персидского ковра».
       С 1889 Врубель поселился в Москве, где сблизился с деятелями абрамцевского кружка мецената С.И.Мамонтова. В 1894 путешествует по Европе. В 1890-ые годы период расцвета творчества, когда были созданы самые значительные произведения.
       В это время он приходит к последовательному воплощению принципов символизма и модерна. В 1890 году художник создал свое самое значительное произведение – «Демон (сидящий)», открывшее главную тему его творчества. Эпоха модерна абсолютизировала красоту, понимая ее как высшую истину. Врубель обращается к образу «Светлого» Демона, Он говорил: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит „Душа“». Видя в своем герое воплощение противоречивого творческого духа эпохи, Врубель писал о нем: «Страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый», он олицетворяет вечную борьбу человеческого духа, «не находящего ответ на свои сомнения ни на земле, ни на небе». В тему духовного мятежа вплетаются черты жертвенности и скорби. Герой Врубеля в контексте символизма в значительной мере отражает отвлеченную идею некоего духовного состояния, а не является персонификацией определенного героя. Многогранный символический смысл картины – различные аспекты устремленности к идеальной красоте сквозь лабиринт относительной красоты реального мира.
       Следующий этап в осмыслении темы Демона – обращение к иллюстрациям поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон». Оказавшись перед задачей иллюстрирования, Врубель невольно погружается в мир человеческих романтических страстей, которыми живет герой Лермонтова. Полотно «Летящий демон», задуманное как кульминационное произведение демонианы, в действительности таковым не стало. Картина «Демон поверженный» завершает эту серию полотен. В процессе работы над образом проблема невозможности создания завершенного произведения стала для Врубеля еще более очевидной. Ныне потемневшие краски усилили противоборство тьмы и света, нетленной красоты и смерти. Тема смерти осмысляется художником в контексте символизма в мифологему смерти и последующего воскресения.
       Тема Демона трансформируется у Врубеля в серии работ на тему Пророк. Образ Демона распадается в его сознании на две ипостаси пророка и вестника – шестикрылого Серафима. Финальным произведением становится картина «Шестикрылый Серафим», в которой божественный вестник является во всем великолепии небесных красок, чтобы напомнить о высоком предназначении художника.
       Творческий метод Врубеля отличается разнообразием художественных технических приемов. Один из самых характерных приемов – кристаллизация форм. Работая мастихином, специальной лопаточкой, мастер достигает эффекта огранки форм. В живописной манере Врубеля ощущается титанический натиск на форму, передающий пафос высекания духовной энергии из косной материи. Мощные мазки-грани находятся в непрестанном движении. Художник творит некое нетленное сверхвещество живописи, синтезируя приемы масляной живописи, ваяния. Врубель также активно использовал орнаментальный принцип стилизации, его «орнамент форм» обладает особой чарующей музыкальностью. Эти приемы уподобляют его живописные произведения мозаикам и витражам. Работая в технике масляной живописи, он использует металлические лаки, покрывая поверхность картины переливами, подобными глазури его майолик.
       Художнику свойственна неповторимая колористическая интонация, тяготение к пурпурно-лиловым тонам. Цветовой строй полотен основан на противопоставлении тьмы и тончайшей, похожей на амальгаму световой поверхности. Он часто использует нетрадиционные форматы: вертикальные, горизонтальные, а также многочастные произведения (триптихи). Композиционные построения его картин рождают ощущение отрыва от земли, фигуры словно парят над миром. Динамичность пространственных связей соединяется с благородной инерцией персонажей, погруженных в глубокое созерцание.
       В творческом методе мастера проявилось увлечение византийским, древнерусским и готическим искусством, восточной орнаментикой. Эти стили прошлого благодаря творческой стилизации он прочитывал по-новому, окрашивая стилистикой модерна.
       В 1896 году художник женился на певице Надежде Ивановне Забеле, ставшей его музой. Живя в Москве, супруги часто проводят лето на хуторе Плиски, связанном с именем другого русского художника Н.Н.Ге. В конце 1900-ых годов сближается с кругом петербуржских художников «Мир искусства».
       Врубель был выдающимся портретистом, лучшие произведения в этом жанре он создает во второй половине 1890-х – 1900-х годах. Среди самых значительных работ в этом жанре «Портрет С.И.Мамонтова» и последний неоконченный портрет поэта символиста В.Я.Брюсова. В образах современников угадываются отголоски демонического мифа их автора. В наследии Врубеля много автопортретов, созданных в графических техниках. Это напряженные диалоги с собственным творческим я, попытки приоткрыть завесу тайны над загадочной природой гения. Особое место среди портретов художника занимают произведения в этом жанре, посвященные жене и музе художника Н.И.Забеле-Врубель, они разнообразны по стилистике и технике, по подходу к природе творческого дара певицы. Портретные образы жены то являются в ауре ее сценических образов, то обретают черты Вечной женственности – Музы, то соединяются с обликом Серафима.
       Пейзажи художника («Сирень», «К ночи») отличаются особым чувством природы, населенной одушевленными олицетворениями природных стихий. В них он делает зримой мистическую основу мира.
       Многогранный талант Врубеля проявился также во время его работы в театре, где особенно привлекала его возможность сделать зримым мощный синтез искусств. Он работал над оформлением частной оперы С.И.Мамонтова (эскиз занавеса «Неаполитанская ночь»), опер Римского-Косакова. В спектаклях «Садко», «Сказка о царе Салтане». Врубель проявил новаторский подход к роли художника в театре. Он продумывал все элементы сценического действа, декорации, костюмы, освещение, стремясь достигнуть слияния красок и звуков. В кругу работы над постановками спектаклей Врубель создает станковые картины, навеянные их атмосферой («Царевна лебедь», «Царевна Волхова»).
       В конце1890-х годов Врубель в атмосфере Абрамцевского и Тенишевского кружков создает целый ряд произведений развивающих фольклорную тему («Богатырь», «Пан»). Он пытался уловить и выразить «интимную национальную ноту», выразить ее «на холсте и в орнаменте».
       В атмосфере увлечения нацинально-романтическими темами Абрамцевского кружка, в русле неорусского стиля, стремившегося к возрождению забытых искусств и ремесел, Врубель стал ведущим мастером абрамцевских гончарных мастерских, где экспериментировал с техникой майолики, добиваясь эффекта перламутровых переливов на поверхности глазури. В 1891 году он изучал эту древнюю технику в мастерской Моллели в Неаполе. Художник создавал камины, украшенные изразцами, вазы, блюда, а также декоративную полихромную скульптуру, образы которой навеяны операми Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко».
       Врубель стал новатором в области декоративной живописи и оформления интерьеров. Наиболее значительные работы он выполнил во второй половине 1890-ых годов. В 1896 Врубель создал декоративные панно для Нижегородской промышленной выставки: («Принцесса Греза» – на сюжет драмы Э. Ростана, навеянной средневековой легендой, а также панно «Микула Селянинович и Вольга» на былинный сюжет. Враждебно встреченные официальным жюри, панно все же экспонировались в специальном павильоне, построенным С.И.Мамонтовым. Копия «Принцессы Грезы», выполненная в технике майоликовой мозаики украшает фасад гостинцы Метрополь в Москве. Панно «Микула Селянинович» было утрачено.
       Декоративные панно, исполненные Врубелем для готического кабинета, выполненного по эскизам Ф.О.Шехтеля в особняке А.В.Морозова в Подсосенском переулке, навеяны образами трагедии Гете Фауст и постановкой одноименной оперы Гуно. Вторая совместная работа Врубеля и Шехтеля – малая гостиная Готического особняка С.Т.Морозова в Москве на Спиридоновке. Здесь Врубель выполнил панно на темы времен года «Утро», «Полдень», «Вечер». Работая над монументальными декоративными панно, художник стилизует их поблекшие краски и формы под старинные фрески и гобелены.
       Огромно графическое наследие мастера. Врубель был выдающимся графиком, работал преимущественно в технике рисунка и акварели. Он тонко чувствовал природу материала и фактуру поверхности.
       Применял комбинированные техники, гуашь, аппликацию, пастель, сангину белила, мел, уголь. Шедеврами рисунка являются серии «Бессонница», «Раковины».
       С 1902 года художник страдал психическим заболеванием, проходил курсы лечения в клиниках, а в периоды облегчения плодотворно творил.
       В 1905 году Врубелю было присвоено звание академика. В 1906 году художник слеп. В 1910 умер, умышленно простудившись. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
       Михаил Александрович Врубель – крупнейший мастер эпохи рубежа ХIХ-ХХ веков, русского Серебряного века. Он стал основоположником модерна и символизма в русском искусстве. Его имя занимает одно из первых мест в этом интернациональном художественном течении. Таланту Врубеля присущ поистине «возрожденческие» титанизм и универсализм, который воплотился в стремлении к синтетическому объединению различных форм изобразительного искусства. Сюжеты картин Врубеля навеяны произведениями литературы, поэзии и драматургии, а также эпическими сказаниями древности, фольклором. На основе этих источников Врубель создавал авторские неомифологические произведения. Врубель художник – визионер, соединявший в своем методе глубокий анализ натуры и образы мистической интуиции в духе символизма.
       Творческий метод Врубеля, основе которого лежит дерзкий эксперимент с художественной формой, мощное стилеобразование стал целой школой для мастеров эпохи авангарда. Наиболее последовательное осмысление творчества Врубеля происходит в наши дни. Издаются альбомы и монографии, организуются выставки, виртуальные экспозиции и электронные издания. Врубель постепенно открывает свои тайны.
       В центре внимания художника – символический образ творческой личности, бросающей вызов обыденному сознанию, постоянно стоящий перед нравственным и духовным выбором. Врубель утверждал пророческое значение искусства: оно «призвано поднимать, иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами».