Своеобразие исторического развития Московского княжества во второй половине
XIV - начале XV в. определял объединительный процесс. В этот период московские
князья, присоединяя к своим владениям все новые и новые уделы мелких князьков и
подчиняя своей воле крупных правителей Северо-Восточной Руси, впервые
организуют борьбу за национальное освобождение от ордынской зависимости.
Огромную роль в подъеме национального самосознания сыграла Куликовская битва
1380 г. – самое крупное сражение русской средневековой истории. Одержав победу
в открытом бою над войсками Золотой Орды, московский князь Дмитрий Донской
окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в
единое государство.
Идея восстановления русской государственности заняли ведущее место в
содержании художественных произведений, что, в конечном счете, выдвинуло искусство
Москвы на передовые позиции.
Резкое обострение отношений с Золотой Ордой во второй половине XIV
столетия требовало основательного укрепления русских рубежей, создания на
стратегически важных направлениях новых крепостей и укрепления уже
существовавших.
Первым звеном в системе общерусской обороны становится белокаменный кремль
Москвы – единственное укрепление из камня в Северо - Восточной Руси.
В средние века градозащитные свойства признавались не только за
крепостями, но и за храмами. Поэтому часто в наиболее уязвимых местах в месте с
укреплениями возводились церкви. Еще до возведения белокаменного Московского
Кремля в 1365 году у северной стены закладывается собор во имя Чуда Михаила
Архангела – предводителя небесного воинства. Возведение на опасных рубежах
монастырских храмов, посвященных Богоматери и Троицы объясняется тем, что в
Богоматери христиане видели свою защитницу перед «божьим гневом», а с образом
Троицы у русских ассоциировалась мысль о единении Руси.
Одним из памятников раннемосковской архитектуры, сохранившимся до наших
дней, является церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле - самая
древняя каменная постройка Москвы (1393).
В это же время в Северо- Восточной Руси создают свои произведения
величайшие иконописцы средневековья Феофан Грек и Андрей Рублев. Единственным
московским памятником дошедшим до наших дней, в создании которого они принимали
участие, считается иконостас Благовещенского собора. Рядом с этими признанными
мастерами работали художники, чей почерк отличался самостоятельностью. Именно
таким художником был создатель иконы «Архангел Михаил с деяниями» из
Архангельского собора.
Ведущее положение живописи в русской художественной культуре времени
Куликовской битвы оказало воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства,
в которое все больше проникают изобразительные мотивы. Самыми показательными в
этом отношении являются памятники лицевого шитья. К числу выдающихся
произведений такого рода относится «Большой саккос» (облачение высшего
духовного лица) митрополита Фотия из собрания Оружейной палаты.
В украшении металлических изделий московской работы рубежа XIV –XV веков
характерно использование литых фигурок на изображениях явно живописного плана..
К числу уникальных творений эпохи Куликовской битвы относится деревянная
скульптура святого Георгия, находящаяся в церкви Ризположения Московского
Кремля.. Куликовская битва и победа, ставшая результатом значительного усиления
Московского княжества, в свою очередь, оказала решающее воздействие на рост
национального самосознания. Это выразилось в более пристальном внимании
современников битвы к отечественной истории, к высоким образцам Киевской и
Владимирской Руси. Не последнюю роль в совершенствовании профессионального
мастерства московских ремесленников сыграли их устойчивые контакты с другими
русскими землями и зарубежными странами. Вероятно, византийские умельцы из
окружения митрополита Фотия, грека по происхождению, создали такие
выдающиеся произведения, как «Малый саккос» оклады иконы «Владимирской
богоматери» и Евангелия из Успенского собора.
Усиление связей со славянскими странами, наметившееся в конце XIV века,
привело к появлению на Руси мастеров из балканских стран. Трудились они и
в Москве. Болгарин митрополит Киприан написал ряд богословских
произведений, Лазарь Сербин в 1404 г. на башне за Благовещенским собором
установил часы – первые в столице княжества, а во второй половине XV в.
официальным московским агиографом (создателем житий святых) был также серб
Пахомий Лагофет. Возможно, о работе балканских ювелиров напоминает трехчастный
складень 1412 г. с указание даты и имени его создателя – Лукиана.
Очень сложно определить вклад в московскую художественную культуру этого
периода других русских земель. К редчайшим образцам такого рода можно отнести
серебряный наконечник рогатины тверского князя Бориса Александровича. Годы
правления князя (1426-1461) являются отправной точкой для определения времени
создания рогатины.
Только активное творческое сотрудничество и соперничество разных
художественных школ и направлений могли оказать решающее воздействие на
очевидный качественный рост мастерства московских художников и ремесленников.
Эпоха Куликовской битвы стала для Московского Княжества временем серьезных
испытаний и больших достижений. В этот период здесь формируются основы культуры
русской народности, а сама столица получает международное признание всего
восточнохристианского региона.