Зарождение Национального самосознания

Своеобразие исторического развития Московского княжества во второй половине XIV - начале XV в. определял объединительный процесс. В этот период московские князья, присоединяя к своим владениям все новые и новые уделы мелких князьков и подчиняя своей воле крупных правителей Северо-Восточной Руси, впервые организуют борьбу за национальное освобождение от ордынской зависимости.

Огромную роль в подъеме национального самосознания сыграла Куликовская битва 1380 г. – самое крупное сражение русской средневековой истории. Одержав победу в открытом бою над войсками Золотой Орды, московский князь Дмитрий Донской окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Идея восстановления русской государственности заняли ведущее место в содержании художественных произведений, что, в конечном счете, выдвинуло искусство Москвы на передовые позиции.

Резкое обострение отношений с Золотой Ордой во второй половине XIV  столетия требовало основательного укрепления русских рубежей, создания на стратегически важных направлениях новых крепостей и укрепления уже существовавших.

Первым звеном в системе общерусской обороны становится белокаменный кремль Москвы – единственное укрепление из камня в Северо - Восточной Руси.

В средние века  градозащитные свойства признавались не только за крепостями, но и за храмами. Поэтому часто в наиболее уязвимых местах в месте с укреплениями возводились церкви. Еще до возведения белокаменного Московского Кремля в 1365 году у северной стены закладывается собор во имя Чуда Михаила Архангела – предводителя небесного воинства. Возведение на опасных рубежах  монастырских храмов, посвященных Богоматери и Троицы объясняется тем, что в Богоматери христиане видели свою защитницу перед «божьим гневом», а с образом Троицы у русских ассоциировалась мысль о единении Руси.

Одним из памятников раннемосковской архитектуры, сохранившимся до наших дней, является церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле  - самая древняя каменная постройка Москвы (1393).

В это же время  в Северо- Восточной Руси создают свои произведения величайшие иконописцы средневековья Феофан Грек и Андрей Рублев. Единственным московским памятником дошедшим до наших дней, в создании которого они принимали участие, считается иконостас Благовещенского собора. Рядом с этими признанными мастерами работали художники, чей почерк отличался самостоятельностью. Именно таким художником был создатель иконы «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора.

Ведущее положение живописи в русской художественной культуре времени Куликовской битвы оказало воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства, в которое все больше проникают изобразительные мотивы. Самыми показательными в этом отношении являются памятники лицевого шитья. К числу выдающихся произведений такого рода относится «Большой саккос» (облачение высшего духовного лица) митрополита Фотия из собрания Оружейной палаты.

В украшении металлических изделий московской работы рубежа XIV –XV веков характерно использование литых фигурок на изображениях явно живописного плана..

К числу уникальных творений эпохи Куликовской битвы относится деревянная скульптура святого Георгия, находящаяся в церкви Ризположения Московского Кремля.. Куликовская битва и победа, ставшая результатом значительного усиления Московского княжества, в свою очередь, оказала решающее воздействие на рост национального самосознания. Это выразилось в более пристальном внимании современников битвы к отечественной истории, к высоким образцам Киевской и Владимирской Руси. Не последнюю роль в совершенствовании профессионального мастерства московских ремесленников сыграли их устойчивые контакты с другими русскими землями и зарубежными странами. Вероятно, византийские умельцы из окружения митрополита Фотия, грека по происхождению,  создали такие выдающиеся произведения, как «Малый саккос» оклады  иконы «Владимирской богоматери» и Евангелия из Успенского собора.

Усиление связей со славянскими странами, наметившееся в конце XIV века, привело к появлению  на Руси мастеров из балканских стран. Трудились они и в Москве. Болгарин митрополит Киприан написал ряд  богословских произведений, Лазарь Сербин в 1404 г. на башне за Благовещенским собором  установил часы – первые в столице княжества, а во второй половине XV в. официальным московским агиографом (создателем житий святых) был также серб Пахомий Лагофет. Возможно, о работе балканских ювелиров напоминает трехчастный складень 1412 г. с указание даты и имени его создателя – Лукиана.  

Очень сложно определить вклад в московскую художественную культуру этого периода других русских земель. К редчайшим образцам такого рода можно отнести серебряный наконечник рогатины тверского князя Бориса Александровича. Годы правления князя (1426-1461) являются отправной точкой для определения времени создания рогатины.

Только активное творческое  сотрудничество и соперничество разных художественных школ и направлений могли оказать решающее воздействие на очевидный качественный рост мастерства московских художников и ремесленников.

Эпоха Куликовской битвы стала для Московского Княжества временем серьезных испытаний и больших достижений. В этот период здесь формируются основы культуры русской народности, а сама столица получает международное признание всего восточнохристианского региона.