М.И. Поляков. Борис Годунов. 1948

Имя Михаила Ивановича Полякова (1903-1978) - мастера графического искусства, быть может, не так широко известно, как того заслуживает. Он - представитель московской школы ксилографии, с ярко выраженной творческой индивидуальностью и по-настоящему высоким уровнем профессионального мастерства.

Поляков - автор интереснейших станковых композиций, посвященных отечественной истории, деятелям русской культуры. Многие его листы выполнены как изобразительные мемуары. Он автор экслибрисов (книжных знаков). Работая в разных техниках (живопись масляными красками, акварель, гуашь, гравюра на линолеуме), Поляков отдавал предпочтение ксилографии или гравюре на дереве, которой владел в совершенстве. Несмотря на широту его профессиональных увлечений, в первую очередь, он - книжный график, в круг художественных интересов которого входили произведения русской и европейской классической литературы - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.-В. Гете, В. Гюго, Г. Гейне, Ф. Вийона, А. Белого.

В изобразительной "пушкиниане" достойное место занимают станковые композиции Полякова на пушкинские сюжеты, созданные им в 1948-1950 годах и объединенные в альбом "Пушкинские образы".

Выпуск этого альбома планировался издательством "Советский график". Художником были подготовлены десять гравюр, посвященных драматургическим произведениям "Борис Годунов", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", повести "Пиковая дама", поэмам "Бахчисарайский фонтан", "Полтава" "Кавказский пленник", "Цыгане" и "Медный всадник". Однако издательство ликвидировалось, и альбом в свет не вышел.

Композиция "Борис Годунов" (1948) является одной из самых удачных, награвированных для этого альбома. Надо сказать, что Полякову особенно удавались те литературные образы, которые неоднократно интерпретировались в изобразительном или театральном искусстве. Как правило, художник находил наиболее выразительный ракурс, свежий психологический штрих к максимально полному и глубокому раскрытию литературного замысла. В работе над гравюрами к альбому "Пушкинские образы" эта задача усложнялась еще и тем, что, в отличие от иллюстративных циклов, здесь одна гравюра должна была полностью раскрыть образ и дух литературного произведения.

Поляков изобразил умирающего Бориса Годунова, напутствующего своего сына. Художнику удалось передать трагический пафос последнего, поистине шекспировского монолога царя Бориса. В его фигуре, сохраняющей и в последние роковые минуты царственную осанку, прочитывается бессилие перед стихией народного бытия. В художественном решении этой гравюры, отличающемся новизной и разнообразием технических приемов (гравировка не только штрихом, но и отдельными точками) тонко сочетаются тяготение к жизненной достоверности, конкретности образа, внимание к мельчайшим деталям с обобщенным постижением трагической сути характера и судьбы.

Как и другие гравюры этой серии, композиция "Борис Годунов" заключена в квадратную рамку, над и под которой помещены небольшие графические ремарки: вверху - полуфигура пишущего летописца, внизу - Марина Мнишек и Лжедмитрий. Они соответствуют сюжету гравюры и позволяют расширить рамки повествования.

Справочная информация

Поляков Михаил Иванович (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса.

Родился на станции Платоновка близ Тамбова. Вырос и сформировался как художник в Саратове, где жил с 1906 по 1926. Там в 1916 он поступил в Боголюбовское рисовальное училище, преобразованное позднее в Свободные художественные мастерские, где его учителями были М.В. Кузнецов-Волжский, А.И. Савинов, К.Г. Поляков. В 1926 окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А. Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры создает в 1924. С конца 1920-х начал сотрудничать с издательством "Молодая гвардия", где оформил ряд книг. С 1931 по 1936 жил под Москвой в Кашире, в дальнейшем - в Москве. Оформлял книги издательств "Советский писатель" (Ю.Н. Тынянов "Рассказы"), "Художественная литература" (А. Белый "Петербург"), "Советская литература", "Akademia". С 1936 по 1940 чаще всего иллюстрировал для "Детиздата". В годы Великой Отечественной войны работал в мастерских военного плаката "Окна ТАСС", выезжал на Сталинградский фронт, создал серию гравюр "Фашистские оккупанты в России". В 1948 работал над альбомом "Пушкинские образы". После войны создал ряд линогравюр, много работал в области детской книги. 1950-е - время широкого творческого диапазона: от иллюстраций к Э.-Т.-А. Гофману, "Фаусту" И.-В. Гете до А.И. Куприна и "Поздней греческой прозы". Наиболее значительная иллюстративная работа 1960-х - "Пиковая дама" А.С. Пушкина. Поляковым разработаны оригинальные формы станковых гравюр (серия "Воспоминаний") и новая форма книжной графики - рукописных книжечек. Персональные выставки состоялись в Саратове в 1971, 1978 и 1993.

"Борис Годунов" - Пушкин приступил к работе над этой трагедией в ноябре-декабре 1824. Ее замысел возник у автора по прочтении двух томов "Истории государства Российского" Карамзина, вышедших в том же году и содержащих историю царствования Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Труд Карамзина послужил главным источником сведений для трагедии. Пушкин нашел, что история народных движений начала XVII века и борьба за власть напоминает его время. Над трагедией Пушкин работал по составленному им плану, окончив ее 7 ноября 1825. Интересно, что у Пушкина было несколько вариантов названия. Так, в рукописи трагедия была озаглавлена: "Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве". Пушкин долго добивался разрешения на публикацию трагедии. В результате издание вышло в свет в самом конце 1830 с некоторыми переделками и сокращениями цензурного характера, сделанными наблюдавшим за изданием В.А. Жуковским и с авторским посвящением памяти историка Карамзина.

Борис Годунов (1598-1605) - русский царь. Точная дата его рождения неизвестна. Его предки из татар в XIV веке оказались на службе у московских князей. Воспитывался при дворе Ивана IV Грозного. Из рядового опричника стал приближенным царя. Был женат на дочери главы опричников Малюты Скуратова. Сестра Бориса Ирина стала женой Федора - сына Ивана IV. В 1584, перед смертью, Иван назначил Никиту Романовича опекуном слабоумного Федора и главой Регентского совета. Однако в 1586 Никита Романович умер, а Борис Годунов, входивший в Регентский совет, стал фактическим правителем России. В 1598, после смерти Федора, не оставившего наследников, Борис был избран царем на Земском соборе. Со смертью Федора прекратилась царская династия Рюриковичей, так как в 1591 в Угличе загадочно умер его единородный брат Дмитрий. В 1603 в Польше появился претендент на русский престол, который объявил себя Дмитрием, якобы чудом, избежавшим смерти. В 1604 при поддержке поляков Лжедмитрий предпринял поход на Москву, однако не добился особых успехов. В апреле 1605 царь Борис скоропостижно скончался, передав престол своему сыну Федору. Однако Лжедмитрий получил поддержку бояр, и законный царь был убит. Эти события ознаменовали наступление кризисной эпохи в истории России - Смутного времени, продолжавшегося до 1613.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности) плоской печати (литография или гравюра на камне) и высокой печати.

Основными техниками высокой печати являются ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). Принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест.

Ксилография (от греч. xylon - дерево и grapho - пишу, черчу) - вид графики, гравюра на дереве или оттиск на бумаге с такой гравюры. Ксилография бывает двух видов: продольная (обрезная) - когда резец движется вдоль волокон продольной доски дерева, и поперечная (торцовая) - когда резец движется во всех направлениях по торцовому срезу дерева. Поперечная или торцовая - наиболее современная техника ксилографии, изобретенная английским художником Томасом Бьюиком в конце XVIII века. В современной ксилографии используются специальные породы дерева высокой твердости (груша, бук, самшит), что делает эту технику наилучшей в тиражировании миниатюрных изображений в книжной графике.

Сюжет (франц. sujet от лат. subjectum - представление, изложение) - в искусстве связная последовательность событий, через которую раскрывается тема произведения и заложенная в ее основе определенная идея. В изобразительном искусстве сюжет следует отличать как от темы и идеи, так и от конкретных объектов, посредством которых он изображается.

Композиция (лат. composition - соединение, составление, сочетание) - искусство составления, соединения различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-нибудь идее. Композиция предполагает целостность, означающую, что не один ее элемент не может быть изменен без ущерба для целого. В изобразительном искусстве композиция создается с помощью изобразительных средств: линии, плоскости, цвета, объема, пространства. Они организуются в композицию с помощью симметрии, ритма, масштабности, контраста и других средств художественной выразительности. Композицией называется сам процесс создания художественного произведения, его конечный результат и дисциплина, изучающая закономерности этого процесса.

Станковое искусство - общее название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных, в отличие от декоративного искусства, с конкретным местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие произведения выполняются в мастерской на станке, то есть приспособлении для работы (например, мольберте) и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.д.

Альбом (лат. album - белая краска от albus - белый) - первоначально в Древнем Риме покрытая белой краской или гипсом деревянная доска, на которой писали объявления. В средние века это слово стало обозначать переплетенные листы пергамента, позже - бумаги.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева