Урок обществознания в 10-м классе по теме «Научное познание»

 

Цели:

Образовательная:

1)      познакомить учащихся с понятием «наука», раскрыть социальные функции науки;

2) охарактеризовать структуру научного познания, его методы, особенности и прикладной характер;

3) на основе классической научной картины мира показать ограниченность научного познания и дать представление о постнеклассической научной картине мира;

4) используя межпредметные связи с химией, физикой, биологией, историей, литературой, философией, экономикой, географией подвести учащихся к пониманию взаимозависимости различных наук.

Развивающая:

1) продолжить формирование логического мышления учащихся;

2) развивать творческое мышление учащихся путем обращения  к их знаниям из других школьных предметов.

Воспитательная:

1)  помочь учащимся осознать взаимозависимость объектов окружающего мира и, следовательно, ответственность каждого за совершаемые поступки;

2)  заставить ребят задуматься о своем отношении к окружающему миру.

 

Основные понятия: наука, закон, теория, проблема, гипотеза, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение; принципы рациональности, полярности, цикличности, причины и следствия, подобия; научная картина мира.

 

Оборудование:

1)      учебник, дидактический материал;

2)      предметная наглядность: модели молекулы ДНК и кристаллов поваренной соли, сосновые шишки, спилы деревьев, кубик Рубика и его модификации, ракушки; развертка для изготовления листа Мебиуса;

3)      изобразительная наглядность: изображения паутины, пчелиных сот, блочных конструкций, знака полярности (Инь – Ян), проявлений спирали в живой природе, стаи птиц.

 

Тип урока: лекция с элементами эвристической беседы. Дополнительный материал к уроку.

 

Межпредметные связи: математика, физика, астрономия, химия, биология, история, литература, экономика, география

 

План изучения нового материала

 

Наука. Социальные функции науки.

Научное познание.

1)      Сущность и структура научного познания

2)      Этапы и методы научного познания.

3)      Типология научных исследований.

4)      Прикладной характер научного знания.

5)      Роль личности в науке.

6)      Особенности научного познания.

Универсальные принципы (законы), лежащие в основе наук.

ХОД  УРОКА

 

                                                «Главной целью всех исследований внешнего

                                                                     мира  должно быть открытие рационального порядка

                                                                     и гармонии, которые Бог ниспослал миру…»

И.Кеплер, немецкий астроном

 

1.     Наука. Социальные функции науки.

 

«Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину» - писал известный римский оратор Марк Туллий Цицерон. Сегодня мы познакомимся с одним из видов познания – с научным познанием.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку является высказывание немецкого астронома Иоганна Кеплера (зачитывается высказывание). Не кажется ли вам странным, что известный ученый, открывший законы движения планет (вы будете изучать этот материал в курсе физики и астрономии), вдруг говорит о том, что источником рационального порядка и гармонии является Бог? Пока нам сложно понять смысл этого высказывания, однако в конце урока мы обязательно вернемся к эпиграфу еще раз и постараемся его объяснить.

 

Давайте вспомним, каким образом, при помощи чего мы познаём мир? (При помощи чувств и разума). Какие виды познания вам известны? (Чувственное и рациональное).

  

Сегодняшний урок будет посвящен научному познанию. План урока – на первой странице дидактического материала. Мы познакомимся с его структурой, методами и особенностями. В процессе урока мы будем обращаться к вашим знаниям по различным предметам – физике, химии, биологии, математике, истории и литературе. По большому счету, речь будет идти о знакомых вам вещах, но мы посмотрим на них с другой точки зрения.

            Давайте попробуем дать определение понятия «наука». (Ответы детей при необходимости корректируются учителем).

1)      Особый вид деятельности, направленной на получение нового знания (научная деятельность).

2)      Особая система знаний как результат этой деятельности (например, физика как наука). Каковы элементы этой системы? (Факты – законы – теория).

      Какие научные законы вам известны? (закон тяжести, закон Гука, закон Бойля-Мариотта, закон Архимеда, закон Ома и др.).

       Что же такое научный закон? Из обычной жизни мы хорошо знаем, что в мире существует определённая повторяемость состояний и событий: за днём следует ночь, повторяются времена года, лёд ощущается как холодный, пламя жжёт, предметы падают, когда их роняют и т.д.  Законы – устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами и свойствами явлений.

       Какие другие значения слова «закон» вам известны? (нормативный акт, правило)

     Теория  - система взаимосвязанных утверждений, законов.

     Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления. 

3)      Наука – это социальный институт, то есть система организаций и учреждений, занимающихся научной деятельностью (например, НИИ, лаборатории и т.д.)

 

 Какова роль науки в жизни общества? Социальные функции науки:

1)      познавательная (накопление знаний об окружающем мире, описание и объяснение явлений окружающего мира),

2)      практическая (применение научных знаний на практике),

3)      прогностическая (определение тенденций развития процессов и явлений),

4)      мировоззренческая (формирование научной картины мира). Например, в средние века господствовали представления, что Земля стоит на трех китах, что наша система является геоцентрической и т.д. Сейчас эти представления изменились под влиянием научных открытий.

Докажите, что в ХХ веке наука переживает бурное развитие (проверка домашнего задания – важнейшие научные открытия и изобретения XX века).

 

2. Научное познание

 1.      Сущность и структура научного познания

 

Что такое научное познание? Это деятельность, направленная на получение нового знания об окружающем мире.

Давайте рассмотрим структуру этой деятельности.

1)      Субъекты научного познания исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2)      Объекты научного познания  – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).

      Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3)      Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

4)      Цель научного познания описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.

 

2. Этапы и методы научного познания

 

            Процесс познания носит ступенчатый характер. Наша задача – познакомиться с его основными этапами.

1 этап: постановка проблемы. Очень часто подъём на эту ступень связан с какой-то эмоциональной реакцией (удивление, затруднение). Это стимул для рассмотрения ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.

 

2 этап: наблюдение. На этом этапе происходит накопление фактов.

Примеры накопления фактов:

1)      когда Томас Эдисон создавал свою знаменитую лампочку, он долго не мог найти материал для нити лампы. Ему пришлось провести сотни экспериментов с самыми различными веществами. С каждым из материалов он осуществлял по шесть опытов – по количеству измеряемых параметров. Проводя эксперименты, ученый исписал около 200 записных книжек;

2)   Леонардо да Винчи записывал все, что приходило ему в голову, делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия, оборонных механизмов, летательных аппаратов. Всего он сделал около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался. Также он делал вещи, немыслимые для своей эпохи – например, анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов;

3)   физик Генри Кавендиш оставил после своей смерти двадцать пачек рукописей, ведя исследования в самых разных областях физики;

4)   Кубик Рубика: для того, чтобы его собрать, требуется перебрать множество комбинаций.

Давайте обратимся к высказыванию № 1: «Найдётся ли такой человек, который, бросая дротик целый день напролёт, не попадёт хотя бы разок в цель?» (Марк Тулий Цицерон, римский оратор).

 

3 этап: выдвижение рабочей гипотезы (от греч. hypothesis – основание, предположение). Выдвигается какое-то рабочее предположение, которое нуждается в практической проверке.

 

4 этап: эксперимент – практическая проверка выдвинутой гипотезы. Обычно эксперимент проводится с применением моделирования. Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. Модель – это упрощённый образ объекта или явления. В нем  выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы. Могут быть использованы материалы и размеры, которые отличаются от исходных, но позволяют упростить ход исследования.

 

Виды моделей и принципы их построения

 

Образные модели – образы, созданные на основе мысленных экспериментов.

1)      По принципу упрощения (например, идеальный газ – нет столкновений между молекулами).

2)      По аналогии:

·    открытие формулы бензола немецким химиком А.Кекуле: зайдя однажды в зоосад, он остановился у клетки с обезьянами, которые сцепились лапами в кольцо. Вернувшись домой, ученый записал «круглую» структурную формулу бензола;

·    изобретение кассового аппарата: его изобретатель, американец Джеймс Ритти  плыл на пароходе в Европу и случайно зашёл в машинное отделение, где обратил внимание на работу счетчика оборотов винта. Устройство счетчика подсказало идею создания кассы;

·    изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение  ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром, и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта.

 

Знаковые (математические) модели - описание объекта или процесса  при помощи систем уравнений, графиков, формул. Приведите примеры знаковых моделей.

1) карты, схемы, чертежи, графики;

2)  формулы, уравнения, теоремы;

3)      периодическая система химических элементов;

4)      языки (в том числе ноты, эсперанто, азбука Морзе, семафор, азбука Брайля, дактилология (язык для глухонемых), дорожные знаки, мнемотехника и т.д.)

 

Физические модели  - уменьшение или увеличение технического объекта для изучения основных свойств и функций. Приведите примеры физических моделей (учащиеся приводят свои примеры).

·        Для изучения аэродинамики самолёта строят его модель и продувают в аэродинамической трубе.

·        Реконструкция исторического прошлого. Например, чтобы подтвердить теорию первоначального заселения островов Полинезии из Америки, известный норвежский исследователь Тур Хейердал в 1947 году совершил плавание из Полинезии в Перу на плоту «Кон-Тики», в 1969-1970 гг. – на папирусных  лодках «Ра» из Африки до островов Центральной Америки.

·        Лист Мёбиуса (изобретение немецкого математика Августа Мёбиуса).

      Задание: сложите лист Мёбиуса и проведите линию на его поверхности.

Какова поверхность этого листа? Где может использоваться односторонняя поверхность? («Бесконечная» магнитофонная лента, шлифовальная лента с двумя рабочими поверхностями, самоочищающийся транспортёр в картофелеуборочных комбайнах).

 

5 этап: теоретическое объяснение результатов, полученных в ходе эксперимента.

Для построения теории проводится структурный анализ результатов, то есть изучение, описание и объяснение как отдельных частей целого, так и их взаимосвязи. Мы рассмотрим методику проведения структурного анализа на примерах из литературы.

1)      Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков). Например, характерные черты героев «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа. Через характерные черты героев дается типичный образ (например, образ помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).

                                   

                                                      

3)      Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам. Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.

 

 

 

 

 

4)      Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни».

                                                        

 


 

 

При теоретическом объяснении могут использоваться два способа исследования  - это индукция и дедукция. Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.  Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.

Задание: в примерах, приведенных выше, найдите примеры дедукции и индукции (дедукция – анализ и сравнение, дедукция – синтез и обобщение).

 

             Именно на стадии теоретического осмысления формулируются ключевые законы той или иной науки. А знаете ли вы, что такое законы Мерфи? По аналогии с законами в естествознании была предпринята попытка в шутливой форме выявить некоторые закономерности случающихся с нами неприятностей. Эти закономерности получили название законов Мерфи по имени американского инженера-исследователя Эдварда Мерфи, который впервые их сформулировал. Этих законов достаточно много, но мы познакомимся лишь с теми из них, которые имеют отношение к научному познанию. В русском языке эти явления получили название «закон бутерброда» или «закон подлости».

Задание: прочтите законы Мерфи (задание № 2). Попробуйте привести конкретные примеры, подтверждающие эти законы.

 

6 этап: проверка теоретических выводов на практике. Как правило, она всегда   порождает новые вопросы. Это можно продемонстрировать на примере русских народных сказок.

1)      Борьба Ивана-Царевича со Змеем Горынычем. Задача Ивана – победить Змея, а для этого надо отрубить ему голову. Герой проводит многочисленные эксперименты - зайдет то слева, то справа; только снесет голову, как на ее месте сразу же вырастает другая. После проверки своей гипотезы на практике Иван задается другим вопросом: как отрубить голову и сделать так, чтобы она больше не вырастала?

2)      Задание: проследите все этапы познания на примере борьбы Ивана-царевича с Кощеем Бессмертным.

§         Наблюдение: следил за Кощеем, выспрашивал у других о том, где он находится и как его можно обезвредить.

§         Выдвижение гипотезы: булатом и палицей добраться до Кощея. Неудача заставила Ивана выдвинуть новую гипотезу: «погибель Кощея» заключается не в нём самом, а в другом месте.

§         Построение модели: нужно искать иголку – в яйце – в селезне - в сундуке – на дереве – на острове за тридевять земель.

§         Проверка гипотезы на практике

§         Постановка новых вопросов. Где находится остров? Как свалить дуб? Как открыть сундук? Как догнать зайца, если будет убегать? Как поймать селезня, если он попытается улететь? Не случайно говорят: «Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается».

3)      Задание: проследите, как этот алгоритм проявляется в криминалистике, например, в работе следователя (сбор информации, наблюдение, выдвижение гипотез, их проверка, систематизация знаний,  новые вопросы). 

 

4)      Домашнее задание для желающих: проследите, как алгоритм процесса познания проявляется при выборе спутника жизни. Какие этапы порой пропускаются?

 

Вывод: проверка теоретических знаний на практике порождает новые вопросы, то есть речь идет о повторяемости процесса познания, но уже на другом уровне.

   Можно представить этот процесс графически: круг – это наши исходные данные об исследуемом объекте, квадрат – то, что мы не знаем о нем и размеров этой области пока не представляем. Наши вопросы лежат на окружности – линии соприкосновения знания и незнания. Увеличивается «площадь» наших знаний, но, соответственно, увеличивается и длина окружности. Точек соприкосновения становится больше, вопросов больше и выше степень их сложности.

 

 


  


 

                                                                         

 Давайте познакомимся с высказываниями известных ученых, которые подтверждают этот факт.

Высказывание № 3. «Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить существование еще не известных нам необъятных континентов»           (Луи де Бройль, французский физик).

Высказывание № 4. «Я верю: после разрешения каждой проблемы будет оставаться по-прежнему великой загадкой вопрос о том, как поступать с остальными проблемами»  (Поль Дирак, английский физик).

Высказывание № 5. «Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых» (Бернард Шоу, английский драматург).

 

3. Типология научных исследований

 

Научные исследования могут быть классифицированы по самым разным признакам.

1) По характеру используемых методов исследования: эмпирические (практические) и  теоретические. Задание: в рассмотренном процессе научного познания найдите эмпирический и теоретический уровни.

2)       По цели: фундаментальные (направлены на подтверждение или опровержение каких-то научных закономерностей) и прикладные (ориентированы на практическое применение).

 

4.Прикладной характер научного знания

 

       Одна из целей научного познания – применение полученных знаний на практике.

·        Знания из каких наук оказались полезными, а в ряде случаев - жизненно необходимыми для героев романа Ж.Верна «Таинственный остров»? (Знания по физике, математике, географии, геологии, инженерному делу и др.)

·        Какие практические знания пригодились другому литературному герою -  Робинзону Крузо из одноименного романа Д.Дефо? (Знания по астрономии, географии, биологии и т.д.)

·        Если вы знакомы со свойствами  квадрата, то, зная длину его стороны, можете найти его площадь и периметр. Это окажется полезным при выяснении, например, такого вопроса: сколько понадобится обоев для оклейки комнаты, имеющей параметры abc  с окном и  дверью?

·        Как вы думаете, могут ли знания нам мешать? (Например, до изучения химии все знали, что у металлов есть  основные признаки – это нечто твёрдое, блестящее и холодное. Но ртуть – это жидкий металл, а магний – порошкообразный).

 

5. Роль личности в науке

 

Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий ученый?

 

Нестандартность мышления, то есть способность увидеть в обычном факте что-то новое и интерпретировать его по-другому.

Например, изобретатель пенициллина английский бактериолог Александр Флеминг по неосторожности уронил в бактериальную культуру немного плесени. Подумав, что придется начинать опыт заново, ученый взглянул в микроскоп и оторопел от увиденного: вокруг «островков» плесени размножение бактерий прекратилось. Флеминг предположил, что с помощью плесени можно остановить рост бактерий. Так были открыты антибиотики.

 

Смелость, уверенность в своей правоте, готовность отстоять свою точку зрения.

                    Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.

·        Идея гелиоцентризма, выдвинутая Николаем Коперником, была враждебно встречена в средневековом обществе. В защиту ученого выступили Джордано Бруно и  Галилео Галилей. Какова их судьба?  

·        Французский ученый Луи Пастер подвергал себя огромному риску при проведении   вакцинация против холеры, сибирской язвы и бешенства.

·        Норвежский исследователь Фритьоф Нансен прервал поход на Северный полюс, но спас журналы научных наблюдений.

 

Преданность делу науки

·        Народоволец Николай Кибальчич, находясь в тюрьме, разработал модель летательного аппарата.

·        Сподвижник М.В.Ломоносова Дмитрий Виноградов (кстати, он наш земляк, уроженец города Суздаля),  уже смертельно больной и прикованный к постели, дописывал свой труд о фарфоре – «Описание свойств русского порцеллина».

·        Академик Иван Павлов, умирая, фиксировал и диктовал секретарю изменения, происходящие в нём в последние часы. На поступающие телефонные звонки он отвечал через секретаря одной-единственной фразой: «Скажите, что Павлову некогда, он умирает».

·        В течение всех 900 дней блокады Ленинграда учёные Института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную академиком Н.И.Вавиловым.  Доведённая до дистрофии горстка учёных не съела ни одного зёрнышка, и бесценная коллекция была сохранена.

 

Ответственность за свои открытия и изобретения

·        Американский физик Роберт Оппенгеймер («отец атомной бомбы») и советский физик А.Д.Сахаров (один из создателей водородной бомбы) прекрасно осознавали опасность применения их изобретений. Не случайно именно они выступили за прекращение испытания ядерного оружия.

·        Жюль Верн, работая над книгой  о капитане Немо, описал возможности подводного летательного аппарата, который мог протаранить корабли противника. Отдав книгу в издательство, он случайно узнал из газет, что учёные ведут разработку нового оружия – торпед, способного на расстоянии поражать цель. Жюль Верн немедленно скупил первое издание своего произведения

 

6. Особенности научного познания

 

Задание: используя материал учебника (стр. 64-65), выпишите тезисно основные особенности научного познания.

1)      Объективность (изучение мира таким, какой он есть).

2)    Независимость знаний от частных мнений.

3)    Направленность научных знаний на будущее.

4)    Системность (фиксация, обобщение фактов, формирование их в определенные системы).

Таким образом, формируется классическая научная картина мира. Давайте познакомимся с ее основными характеристиками (работа с дидактическим материалом: раздел «Научные картины мира» - «Классическая научная картина мира»)

Уже в начале ХХ века ученые начали понимать, что предложенная картина мира имеет существенные недостатки:  

Деталировка научного знания, основанная на анализе. В рамках каждой науки сформулированы частные законы. Наука даёт набор моделей, но отсутствует единый язык для описания и объяснения мира в целом.

Жёсткие причинно-следственные связи, имеющие линейный характер. Развитие рассматривается как предсказуемое и ретросказуемое, поступательное и безальтернативное. Любая случайность представляет собой второстепенный фактор, любая неустойчивость воспринимается как нечто разрушительное.  

 

3. Универсальные законы, лежащие в основе наук

 

В современной школе изучаются основы различных наук. Почему вам порой так сложно учиться? (Много предметов, не связанных друг с другом, большой объём информации). Каким образом, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

Уже с конца XIX века ученые разных стран начали поиск универсальных законов, лежащих в основе всех наук. Давайте обратимся к высказываниям №№ 6 и 7.

Высказывание № 6. «Самый глубокий фундамент науки – это уверенность в том, что в природе одинаковые явления наступают при одинаковых условиях»  (Нильс Бор, датский физик).

Высказывание № 7. «Природа работает небольшим числом общих принципов»                                                 (Альберт Сент-Дьерди, американский биохимик)

            Сейчас мы с вами рассмотрим эти принципы.

 

1.    Принцип поэтапности

 

Как мы уже выяснили, процесс познания идет по спирали. А как идёт процесс развития? (Также по спирали). И.В.Гёте считал её «сущностью жизни». Спираль одна из форм проявления движения, роста и развития жизни. По закону спирали развивается Галактика и живой организм. По спирали вытягиваются стебли растений, раскрываются лепестки некоторых растений, например, флоксов.

Где еще в живой природе встречается спираль?


 

·        рост  тканей в стволах деревьев

·        ракушка

·        шишки

·        паутина (фото)

·        семечки в подсолнухе

·        усики растений

·        сворачивающиеся листья

·        рост листьев вокруг ствола

·        осиное гнездо

·        Галактика


 

·        Молекула ДНК имеет форму двойной спирали и полностью генетический код выстраивается за 19 витков спирали.

«В живой природе явствует спираль,

  Как символ жизни, проявленье нормы,

  У всех улиток общая деталь

  С Галактикой – спиральность формы» (В.Брюсов)

Вывод: развитие мира идёт по спирали, то есть наблюдается повторяемость событий, процессов и явлений, но уже на другом, качественно новом витке. Именно от нас зависит, в каком направлении пойдет общество, на какой виток они перейдет – вверх или вниз. И у отдельного человека, и у человеческого общества в целом всегда есть свобода выбора.

Спираль придает конструкции жесткость и устойчивость в пространстве. Завиваются, приобретая при этом дополнительную жесткость, тонкие и длинные стебли огурцов или тыквы, тонкие ножки грибов. Благодаря спирали раковины выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.

            Закрученная форма природных конструкций, как способ достижения большой устойчивости в пространстве подсказала архитекторам новую форму спиралевидной основы здания – турбосомы. Она аэродинамична, любые ветры обтекают ее тело, не раскачивая ее и не принося никакого вреда. Она может быть использована при строительстве высотных домов.

2.   Принцип рациональности

 

Он выражается в наиболее экономичной и удобной организации пространства.

·    Соты пчел в виде плотно сомкнутых правильных шестигранников являются самой экономичной организацией  пространства, поскольку при одинаковом объеме для строительства шестигранных ячеек требуется меньше всего материала. Конструкция пчелиных сот легла в основу изготовления «сотовых панелей» для строительства жилых зданий.

·    Кристаллическая решетка атома представляет собой принцип рационального распределения положительно и отрицательно заряженных частиц.

·    Взмахи крыльев птиц, летящих в стае, создают поток энергии и облегчают движение более слабых птиц. Все птицы связаны воздушной волной, и работа их крыльев совершается в резонанс. Если воображаемой линией соединить концы крыльев птиц в определенный момент времени, то получится синусоида. Птицы летят так, чтобы обеспечить стае наиболее благоприятный «воздушный режим». Полет стаи птиц демонстрирует еще один важный принцип – принцип цикличности.

 

3.   Принцип цикличности (ритма)

 

Приведите примеры различных ритмов из окружающей вас жизни.

·        Природные ритмы: смена времен года, времени суток (день и ночь), работа сердца, циклы дыхания и кровообращения, морские приливы и отливы и др.

·        Использование этого принципа животными: например, медведи уходят в спячку, весенняя  линька животных и др.

·        Социальные ритмы: цикл экономической активности, цикл развития и упадка мировых цивилизаций и т.д.

·        Стихи, музыка: ритм, размер, тональность.

 

4.   Принцип полярности

 

·        Всё имеет противоположность. Приведите примеры, иллюстрирующие этот принцип.

       (Китайский символ Инь-Ян, жизнь и смерть, сон и бодрствование, здоровье и болезнь, тепло и холод, высокое и низкое, черное и белое, молодость и старость и т.п.). С одной стороны, это принцип противоположности, но с другой стороны, - это принцип дополнительности.

·        Синтез двух противоположностей – не механическое объединение, а создание чего-то совершенно нового. Например, родившийся ребенок уникален по сравнению со своими родителями.

·        «Закон маятника»: китайская поговорка гласит: «Вещи, достигнув своего предела, переходят в противоположность». На этом базируются основные философские законы – законы диалектики, например, закон единства и борьбы противоположностей.

 Прокомментируйте следующее стихотворение:

Кто сказал: «Наша жизнь не игра», тот не прав,

Это как неоконченный матч,

Где по правилам завтра сменяет вчера,

Чередуя сезоны удач.

Жить на свете легко, если быстро поймёшь:

Ни паденье навек, ни полёт.

Утешайся, дружок, если плохо живёшь

Тем, что завтра тебе повезёт.

 

5.   Принцип подобия

 

Он отражает сходные принципы устройства объектов, которые являются предметом изучения самых разных наук. Часто природа унифицирует конструкции, то есть строит их из элементов одной и той же формы: лепестки цветов, семена злаков, головка чеснока, ягоды малины, ежевики, чешуйки рыб, змей, шишек, панцири животных и т.д. Прожилки на листе клёна идентичны водоразделу рек  и кровеносной системе.

При формировании сложных систем также применяются сходные принципы:

·        Биология: атомы – молекулы – клетки – организмы – экосистемы

·        Языкознание: Звук – буква – слог – слово – фраза – предложение – абзац – текст – произведение

·        Оптика: голография – метод получения объемного изображения, основанного на интерференции волн. Каждый участок голограммы содержит информацию обо всём объекте.

Вывод: повторяемость однотипных элементов в природе – это закономерное явление.

 

6. Принцип причины и следствия

 

Всё в мире происходит по естественным (пусть и не всегда познанным людьми) законам. У каждого события существуют видимые или невидимые (и, следовательно, непознанные) причины. В свою очередь любое событие имеет последствия – как ближайшие, так и отдаленные во времени и пространстве. Иногда эти последствия проявляются через достаточно длительный промежуток времени. Приведите примеры таких последствий (например, загрязнение окружающей среды).

 

            Какой вывод можно сделать на основе рассмотренных нами принципов? (Взаимосвязь, взаимозависимость всех процессов и явлений в мире). Давайте познакомимся с высказываниями двух французских ученых – Клода Бернара и Рене Декарта.

Высказывание № 8. «Я убеждён, что придёт время, когда физиолог, поэт и философ будут разговаривать на одном языке» (Клод Бернар, французский физиолог).

Высказывание № 9. «Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой» (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог).

Объясните, что имел ввиду поэт серебряного века Валерий Брюсов, написавший следующие строки (высказывание № 10):

   «Всё в мире связано в единое начало:

   В движеньи волн – шекспировский сонет,

   В симметрии цветка – основы мирозданья,

   А в пеньи птиц – симфония планет»

Постепенно начинает формироваться новая, постнеклассическая картина мира. (Работа с дидактическим материалом: раздел «Научные картины мира» - «Постнеклассическая научная картина мира»).

Согласны ли вы с точкой зрения из известной песни А.Макаревича, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнётся под нас»? Наша задача – вписаться в этот мир и гармонично взаимодействовать с ним.

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что подразумевал Иоганн Кеплер под Божественным рациональным порядком и гармонией? (Это универсальные принципы, лежащие в основе наук).

 

Домашнее задание (указано в дидактическом материале, стр. 1):

1)      познакомьтесь с § 9 учебника;

2)      приведите примеры проявления рассмотренных нами универсальных принципов в изучаемых вами школьных предметах;

3)      подумайте, как эти принципы проявляются в вашей повседневной жизни;

для желающих: проследите, как алгоритм процесса познания проявляется при выборе спутника жизни.