Шишкин Иван Иванович

(1832-1898)

       Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. Он был младшим сыном в небогатой семье, где было еще пятеро детей. Его отец И.В.Шишкин был одним из выдающихся представителей елабужского общества. Он увлеченно занимался историей своего края, принимал участие в археологических раскопках, реставрировал древние памятники, в 1871 году издал книгу «История города Елабуги». В 1872 году И.В.Шишкин был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Отец оказал значительное влияние на формирование личности И.И.Шишкина, поощрял его раннее увлечение рисованием.
       В 1844–1848 годах Иван Шишкин учился в казанской мужской гимназии, но не окончил ее. Следующие четыре года он провел в Елабуге, укрепившись в намерении стать художником. Живописная природа окрестностей Елабуги стала первым и самым важным впечатлением для будущего пейзажиста.
       В 1852 году двадцатилетний Шишкин уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи и ваяния. Свои первые шаги в пейзажной живописи он сделал в ту пору, когда русская живопись переживала период обновления. Формировалась новая национальная школа искусства и происходило становление московской школы пейзажа.
       Шишкин учился у А.Н.Мокрицкого, благодаря которому соприкоснулся с традициями живописной школы А.Г.Венецианова. В его ранних работах заметно влияние живописи Венецианова. С товарищами по классу Шишкин много работал с натуры в окрестностях Москвы – Сокольниках, Свиблове.
       Окончив курс в Московском училище, Шишкин 25 января 1856 года уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Он был определен в пейзажный класс С.М.Воробьева. Большую роль в творческом становлении Шишкина сыграла летняя натурная работа в окрестностях Петербурга и на Валааме. Одно из самых ранних сохранившихся живописных произведений Шишкина – картина «Вид в окрестностях Петербурга». Шишкин привлек внимание преподавателей Академии своими рисунками с натуры, которые представлял на экзамены в качестве отчетных работ. Он был прирожденным рисовальщиком и виртуозное владение техникой рисунка карандашом и пером принесло ему славу. Его рисунки пером по тонкости и тщательности исполнения принимали за гравюры.
       В сентябре 1860 года Шишкин получил большую золотую медаль за две картины с видами острова Валаам. Большая золотая медаль дала художнику право на заграничную пенсионерскую командировку. Поработав несколько месяцев в Елабуге, в апреле 1862 года Шишкин выехал за пределы России.
       Во время своего пребывания за границей (1862–1865) он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (Цюрих), занимался у разных мастеров – анималистов и жанристов. Занятия анималистикой (изображением животных) были связаны с традициями пейзажа того времени, в котором животные составляли важный элемент композиции
       Вернувшись в Россию в 1865 году, Шишкин получил звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Он обосновался в Петербурге и стал заметной фигурой в художественной жизни столицы. Шишкин сближается с Петербургской Артелью художников и, хотя не был членом Артели, регулярно посещал их знаменитые «четверги» и принимал участие во многих начинаниях. Этапным событием в жизни Шишкина стало знакомство с И.Н.Крамским, который оказал на него большое идейное и творческое влияние.
       Шишкин сотрудничал с Обществом поощрения художников (ОПХ), общался с учениками Рисовальной школы ОПХ, с 1866 года участвовал в выставках и конкурсах Общества. В конце 1866 года произошло его знакомство с Ф.А.Васильевым, учеником Рисовальной школы ОПХ. В 1867 году вместе с Васильевым Шишкин едет на Валаам, а летом 1868 года живет с семьей Васильева в деревне Константиновка под Петербургом. Это знакомство в октябре того же года завершилось женитьбой Шишкина на сестре Федора Васильева Евгении Александровне.
       В этот период, работая в Подмосковье, на Валааме, под Петербургом, в Елабуге он словно пробует «на глаз» разные уголки русской природы, выявляя для себя особенности национального пейзажа, и одновременно ведет поиски собственной манеры, своего художественного языка. Во второй половине 1860-х годов он создает две программные картины – «Рубка леса» и «Полдень. В окрестностях Москвы», – каждая из которых демонстрирует новые возможности и пути в отечественном пейзаже.
       В картине «Рубка леса» отчетливо проявился аналитический метод пейзажного творчества Шишкина, его установка на точное, документальное воспроизведение природных особенностей мотива. Пристально изучая природу в этюдах и рисунках, Шишкин соприкасается с методами естественных наук. Он занимался ботаникой, глубоко изучил свойства и анатомию разных пород деревьев, видов растений, и безошибочно воплощал их в живописи. Это создавало у зрителя иллюзию подлинной жизни леса, перенесенной художником на холст. На протяжении всего творческого пути Шишкин только укрепил свое искреннее убеждение в том, что нет ничего прекрасней подлинных мотивов природы, не нуждающихся в приукрашивании. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества.
       Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» демонстрирует другую линию творческих поисков, когда художник стремится перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации. Национальный характер этого пейзажа был особенно важным в контексте русского искусства 1860–1870-х годов.
       В начале 1870-х годов Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. С Товариществом передвижников будет связана вся его творческая жизнь. На первой выставке пердвижников Шишкин экспонировал картину «Вечер» и пейзаж «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». В этом произведении можно отыскать истоки эпических форм шишкинского пейзажа. Эпическое начало в трактовке образа русского леса у Шишкина означает его связь с национальной историей, с самосознанием и жизнью народа. Елабужская природа, величественные прикамские леса давали ему образцы пейзажа особой, монументальной силы.
       Важной особенностью творческого метода Шишкина была его приверженность рисунку как основному «строительному материалу» живописи. В его творчестве всегда оставалась некоторая дистанция по отношению к работе красками, но благодаря советам Крамского он начинал более глубоко относиться к вопросам живописного строя, к колориту. И в этой работе огромную роль играли этюды, в которых художник совершенствовал свой живописный метод в непосредственном общении с природой. В этюдной работе он освобождался от суховатой документальности, обращался к более широкому письму, всматривался в игру света, в цветовое многообразие природы.
       За картину «Лесная глушь» в феврале 1873 года Шишкин был удостоен звания профессора пейзажной живописи. Для него это было важным этапом творческого пути, признанием его таланта и роли в развитии русского искусства.
       В марте 1874 года художника постигла тяжелая утрата – скончалась от чахотки его жена Евгения Александровна. Только работа помогала художнику преодолеть горе. В зимние месяцы он неустанно трудился в мастерской, в летние – на этюдах. И несмотря на тяжелый период в его жизни, вторая половина 1870-х годов ознаменовалась появлением таких выдающихся работ, как «Первый снег», «Пчельник (Пасека в лесу)», «Богатый лог (Пихтовый лес на Каме)», «Рожь».
       Высочайший уровень художественного мастерства и содержания пейзажного творчества, которого Шишкин достиг к концу 1870-х годов, отразился в одном из лучших его произведений – картине «Рожь». Она посвящена мощной и величественной природе Елабуги. Создавая собирательный образ русской природы, Шишкин достигает в картине «Рожь» высочайшей степени поэтического обобщения.
       В этой картине, как и в большинстве крупных работ Шишкина, воплотилась наиболее привлекательная для него монументальная форма пейзажа с панорамным видом.
       Картина «Рожь» была показана на 6 выставке передвижников, и заняла на ней центральное место. Шишкин в это время становится одним из ведущих представителей национальной школы пейзажа.
       Летом 1879 года Шишкин побывал на этюдах в Крыму. Крымская природа, солнечный характер пейзажа отчасти повлияли на дальнейшие колористические поиски Шишкина. Но основным мотивом, привлекшим внимание художника, стало не море, а каменистый рельеф горного Крыма, выразительность его скал.
       В 1881 году скончалась вторая жена Шишкина, молодая талантливая художница О.А. Лагода-Шишкина. Он тяжело пережил утрату, но 1880-е годы стали периодом высокого расцвета таланта художника. К этому десятилетию относится большой ряд лучших его картин.
       В самом начале 1880-х годов он пишет две монументальные по своему размаху картины, разрабатывая один композиционный замысел – «Ручей в лесу (На косогоре)» и «Дебри». Продолжая тему «лесной глуши», Шишкин вновь приоткрывает зрителю глубины мрачноватых хвойных чащоб. Первый план в картине Шишкин старался писать максимально разнообразно, чтобы усилить и подчеркнуть спокойную ширь дальних планов. Интерес к лесному «интерьеру» органично сочетался в творчестве Шишкина с тягой к изображению открытых пространств, необъятной шири, являющейся органической частью русского ландшафта. На 11 передвижной выставке Шишкин показал картину «Среди долины ровныя», которая стала событием русской художественной жизни и одной из самых впечатляющих работ художника. Названием картины стала первая строка известной в то время песни на старинное стихотворение А.Ф.Мерзлякова «Одиночество».
       Родная Елабуга неизменно оставалась для художника источником новых и наиболее сильных образов пейзажа Композицию панорамного пейзажа и свои пленерные поиски Шишкин развивает в картине «Лесные дали». Главным в картине является невероятная глубина и ширь открывающегося простора. Наряду с солнечными, прозрачными пейзажами Шишкин все чаще обращается к изменчивым состояниям природы, увлеченно изучал эффекты туманной атмосферы, насыщенного влагой воздуха. Его картины с изображением тумана «Туманное утро» пользовались огромным успехом у зрителей и критиков.
       Излюбленными местами летней натурной работы Шишкина помимо Елабуги по-прежнему были окрестности Петербурга – острова, Сиверская, Парголово, Павловск и Петергоф, Сестрорецк. В северной природе художник нашел созвучные своему мироощущению мотивы природы – сумрачные еловые леса, высокие сосны, могучие дубовые рощи.
       Расцвет его таланта воплотился в пейзажах, написанных в Сестрорецке, куда Шишкин начал регулярно ездить с 1884 года. Природа Сестрорецка, заняла одно из наиболее заметных мест в его творчестве 1880-х годов. Самым значительным мотивом в живописи Шишкина этого времени стала дубовая роща, посаженная здесь Петром I. Художник воплотил его в большой серии созданных в 1886–1887 годы картин, натурных этюдов и рисунков. Обобщают и завершают эту грандиозную серию созданные в 1887 году на основе собранного живописного материала картины «Дубы» и «Дубовая роща»
       Важным обстоятельством было появление в творчестве Шишкина «большого» этюда-картины, знаменующего слияние натурного этюда и картинной формы. К ним относится шедевр Шишкина – исполненный под Сестрорецком этюд «Сосны, освещенные солнцем». Он более, чем другие его работы, свидетельствует о новых живописных поисках художника. Ему удалось необыкновенно емко передать ощущение летнего дня в безошибочно выбранном мотиве. П.М.Третьяков, приобретя картину с выставки, поместил ее в галерее на отдельном мольберте, выделив из других работ Шишкина в своем собрании.
       Но и подготовительный этюд сохранял свое значение в его работе как средство фиксации наблюдений. Картины Шишкина складывались из целого спектра впечатлений, быстро схваченных в этюдах. Целый ряд малых этюдов, представляющих собой тонкую живописную миниатюру – «Мухоморы», «Кора на сухом стволе», «Гнилое дерево, покрытое мхом» – выполненные на крошечных кусочках холста или картона, они не менее совершенны, чем многие картины художника.
       Несмотря на то, что художник год за годом обращался почти к одним и тем же мотивам, они не превращались у него в штамп, их похожесть не переходила в одинаковость живописного воплощения. В своих любимых местах Шишкин открывал все новые черты пейзажа. В его творчестве на протяжении многих лет происходили эмоциональные сдвиги. Он учился передавать не только облик природы, но и чувства, рождавшиеся в процессе общения с нею. Драматические образы леса возникают в изображениях буреломов, «лесных кладбищ», горелых лесов, где художник повествует о жизни и смерти дерева.
       В поисках настоящей лесной глухомани в мае 1887 года Шишкин со своим другом фотографом-любителем Е.П.Вишняковым отправляется в Вологодскую губернию. Из этой поездки он привез множество рисунков и этюдов, которые легли в основу картины «Бурелом». Возможно, именно в вологодских лесах он нашел натуру, послужившую для работы над самой известной его картиной «Утро в сосновом лесу». Особенностью картины, обеспечившей ей особый зрительский успех, стала анималистическая сценка с семейством медведей. Их написал друг Шишкина, художник К.А.Савицкий, которому вероятно принадлежал первоначальный замысел картины. «Утро» – один из примеров превосходно выраженного состояния природы в творчестве Шишкина, с большой точностью изобразившего настоящий дикий лес, узнаваемо русский «медвежий угол».
       На рубеже 1880–1890-х годов все чаща у мастера появляются пейзажные мотивы Карельского перешейка, прибалтийские леса, побережье Прибалтики. Он много путешествовал вдоль побережья Финского залива, и в названиях его этюдов и картин все чаще встречаются названия «Шмецк», «Удриас», «Нарва», «Мерекюль», «Мери-Хови». В созданных здесь этюдах высветляется цветовая гамма, укрепляется прием рисования кистью, формируются новые, все более свободные качества живописного изображения. Вместе с тем в 1880–1890-е годы творчество Шишкина последовательно обогащалось поэтическим содержанием, обретало лирическую глубину.
       В 1890-е художник, полный творческой энергии, по-прежнему много путешествовал. Поездки в Тверскую губернию к верховьям Волги весной 1890 года, в Финляндию летом того же года, в Беловежскую пущу в 1892 году расширили географию его творчества. Но наибольшие результаты по-прежнему приносила работа на натуре на побережье Финского залива и в окрестностях Петербурга. В 1891 году были созданы такие выдающиеся картины, как «Дождь в дубовом лесу», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». В них преобладает лирический тон, необычный прежде для Шишкина.
       В его поздних пейзажах возрастает роль света. В одной из поездок он целенаправленно занимался изучением солнечных пятен на стволах сосен и на песке. В 1893 году художник исполнил одну из самых выразительных своих картин этого периода – «Лесное кладбище. Старый валежник», где живописное решение основано на свете. Неяркий свет северного солнца воспринимается как важный элемент в картинах, написанных в 1894–1895 годах в Мерекюле («Солнечный день. Мерекюль», «Старые липы», «Хвойный лес. Солнечный день» и др.).
       Зимних пейзажей у Шишкина немного, но каждый из них отличается большой выразительностью и завершенностью. Разработка темы снежного пейзажа в начале 1890-х годов заняла в его творчестве большое место. Одной из самых значительных является картина «Зима», созданная благодаря непосредственным наблюдениям Шишкина за зимней природой в Мери-Хови.
       Картина «На Севере диком» возникла в связи с участием Шишкина в издании сочинений М.Ю.Лермонтова, которое готовилось в издательстве И.Н.Кушнерева.
       26 ноября 1891 года в залах Академии художеств открылась этюдная выставка, организованная Шишкиным совместно с И.Е.Репиным. На ней Шишкин представил этюды, рисунки, офорты и литографии разных лет, начиная с самых ранних опытов конца 1840-х годов и до последних работ 1891 года – всего около 500 работ. Выставка открыла зрителям особенности творческого процесса мастера, как в живописи, так и в графике.
       Рисунки и гравюры составляют значительную часть творческого наследия Шишкина. Помимо виртуозного рисования Шишкин еще в годы учебы обратился к печатной графике – литографии и офорту. В период пенсионерской поездки он брал уроки гравирования на меди в Цюрихе, экспонировал свои рисунки пером в Дюссельдорфском музее.
       Графика давала Шишкину самые широкие возможности для воплощения замысла. Не случайно в его творчестве встречаются большие рисунки-картины, которые по-своему, независимо от живописи, трактуют образы природы, с большой убедительностью передавая поэтическую силу искусства Шишкина. При этом совершенство исполнения графических листов становились частью поэтического образа. Многочисленные рисунки итальянским и графитным карандашом, пером и тушью Шишкин исполнял по заказам собирателей. Нередко его графические композиции приобретали «картинный» масштаб, например рисунок «На ручье», размер которого 106х80,5 см.
       Шишкин работал и мягкими материалами – соусом и углем, используя их вместе или по отдельности. Дополнительные световые эффекты в такие рисунки он вносил мелом, белилами или способом процарапывания верхнего слоя грунта.
       К шедеврам графики Шишкина относятся рисунки, сделанные в Крыму в 1879 году, в которых он работает предельно лаконично, используя широчайший спектр приемов, добиваясь законченности при сохранении самого непосредственного взгляда на натуру.
       В графических листах Шишкина брала начало его живопись. Именно от главенства рисунка идет характерная для него суховатая манера письма, сдержанность цветового строя. Тончайшая отделка ранних рисунков перешла в стремление к строгой законченности картины. В натурных рисунках карандашом 1870–1880-х годов Шишкин чаще всего уже нацелен на картину – поэтому рисунки содержат не случайный, а отобранный мотив, способный развиться в живописную композицию. И благодаря этому рисунки становились эскизами будущей работы.
       Рисунки пером легли в основу его занятий офортом. Резец гравера так же свободно передавал сложные формы пейзажа, как и карандаш и перо, сохраняя живую манеру линейно-штрихового изображения. Шишкин открыл для себя в офорте самостоятельную область художественного творчества. В 1871 году он стал одним из учредителей Общества русских аквафортистов. В 1870–1880-е годы он приобрел славу крупнейшего русского гравера.
       Свои офорты он выпускал и отдельными листами, и целыми сериями, объединявшимися в альбомы. В 1873 году он выпустил первый альбом офортов из 10 листов. Всего художник издал четыре альбома – в 1894 году вышел итоговый альбом «60 офортов И.И.Шишкина. 1870-1892», включавший лучшие его работы за весь период творческой деятельности в качестве офортиста.
       Офортная техника Шишкина со временем усложнялась – офорт был для него лабораторией, позволявшей широко экспериментировать с выразительными средствами рисунка. Развитие тонкостей техники, комбинации различных приемов давали работам Шишкина в офорте редкостную художественную выразительность. Шишкин обратился к новым способам исполнения офортов, первым в России начал работать в технике цинкографии (которую называл «выпуклым офортом»).
       Офорты несомненно принадлежат к высшим художественным достижениям Шишкина. По сравнению с объективным реализмом его живописи они более тонко сохраняют и передают эмоциональность художника, поэтичность переживаний и свободу выражения.
       К 1894–1895 годам относится краткий период работы Шишкина в качестве профессора-руководителя пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Летом 1895 года Шишкин работал с учениками на этюдах в Меррекюле. В совместной работе на натуре его опыт, советы, а главное наглядность его собственного творчества были уникальной профессиональной школой.
       Скрупулезное штудирование натуры было для Шишкина главным начальным средством обучения. Основным направлением в обучении он считал рисунок, а живопись он относил к более поздней стадии становления художника. Основой учебного процесса были летние натурные сезоны, а зимние занятия с учениками заключались в копировании работ мастера, в том числе по проецируемым на экран диапозитивам с его картин и гравюр. Шишкин пропагандировал среди учеников свой метод изучения природы по фотографии.
       Его работа в Академии продолжалась лишь до осени 1895 года. И хотя среди его учеников не было крупных имен, но на творческом наследии Шишкина так или иначе учились все русские пейзажисты.
       Последним завершенным произведением Шишкина стала картина «Корабельная роща». В ней он словно вернулся на родину, поскольку эскиз к этой картине носит название «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги». Неугасаемый творческий дух Шишкина проявился в этом полотне. На протяжении жизни он создавал пейзажи, рождающие ощущение величия родины, ее единственности и незаменимости. Могучие леса Шишкина – это та «богатырская» тема, которая была характерна для искусства второй половины XIX века и воплощена в исторических полотнах В.М.Васнецова, в музыке А.П.Бородина. Главной задачей художника было приобщение соотечественников – художников и зрителей – к миру природы, без которого немыслимо понятие родины.
       8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в Петербурге, за мольбертом в своей мастерской, начиная новую картину.