Тема урока «Древо Мировое» (Презентация к уроку)

 

Здравствуйте! За окном прекрасная погода, вокруг нас хорошие люди, и нам ничто не мешает начать наш урок. Посмотрите на экран и прочтите тему нашего урока. (На экране «следы сбежавшей темы» -- темы нет…)

Вот так, тема убежала, лишь следы остались! Ну что ж, будем искать ее! У меня совершенно случайно остался ее адрес -- Культурное пространство древнего мира, а также остались задачи сегодняшнего урока -- они-то и будут нашими ориентирами в поиске темы.

Итак, задачи нашего урока:

1) найти нужную нам информацию;

2) понять ее в процессе творческого общения.

Перед нами открывается культурное пространство древних времен… Ребята, сегодня на Земле много разных народов; культуры их различаются. Однако в истории человечества есть такое явление культуры, которое объединяет всех -- это миф о Древе Мировом. Сегодня, когда некоторые злые люди пытаются поссорить разные народы друг с другом, очень важно научиться видеть и понимать то, что объединяет народы и культуры. Вот поэтому мы и обращаемся к мифу, который присутствует в культуре всех народов. В пространстве этого мифа мы и будем искать нашу тему.

Посмотрите на экран. Мы видим ключевые для нас слова.

Начинаем с решения первой задачи: соберем нужную информацию.

Первый уровень сбора информации -- нужно вспомнить все, что мы знаем о Древе Мировом.

Представляю группы:

-- специалисты по домысливанию известных фактов,

-- специалисты из справочного бюро,

-- толкователи смыслов.

Слово толкователям смыслов:

-- Что вы знаете о древе, то есть о дереве? (Дерево -- растение; знаем, как оно выглядит: корни, ствол, ветви; есть много различных пород деревьев.)

-- Что вы знаете о Древе Мировом? Есть у вас точные сведения? (Нет.)

Тогда просим помочь нам специалистов по домысливанию известных фактов:

-- Почему древо называют мировым? Рассуждайте! (Древо Мировое -- какое-то особое дерево, мировое, может быть, всеобщее, дерево всего мира и т.д.)

Но это лишь наше предположение! А где мы можем почерпнуть точную информацию? (Книги, энциклопедии, компьютер, Интернет.)

Слово специалистам из справочного бюро: начало статьи из мифов народов мира.

Достаточно мы получили информации, чтобы понять смысл Древа Мирового? Нет. Не видели изображения.

У нас есть возможность увидеть Древо Мировое. С помощью компьютера в Интернете я по ключевому слову нашел эти изображения.

Особенность хранения информации в компьютере -- ее можно свернуть, можно развернуть. Давайте помнить об этом, это пригодится нам далее.

Смотрим на экран: так представляли Древо Мировое древние люди разных стран (слайды).

Вы внимательно посмотрели? Что вы увидели?

Слово толкователям смыслов (комментарий одного из изображений). Что вы видите? Что это обозначает?

-- Не можем точно сказать. Нам трудно сделать глубокие выводы.

-- Почему? Не хватает информации? А может, мы не умеем ее взять? Может, она свернута и ее просто нужно развернуть? Может, древний миф -- это Интернет прошлого? Еще одна задача появилась перед нами: развернуть миф о Древе Мировом и понять его смысл или смыслы?

Музыка (ENYA).

В далекой-далекой древности человек увидел очень загадочный предмет: дерево…Оно поразило его тем, что находилось сразу в трех мирах: ветви -- в небе, ствол -- на земле, корни -- в подземном мире…Человек стал думать об этом, и ему явился образ могущественного дерева, объединяющего небо, землю, подземный мир… Дерево представилось ему как целый мир, как основа этого мира -- можно было дойти до этого дерева и по его стволу подняться в небо или опуститься в подземный мир, а потом вернуться обратно. Вы читали сказки о таких путешествиях? (Да.)

Давайте приступим к творческой работе, выполняя ее, мы будем продолжать решение двух других задач: собирать информацию и понимать смыслы. Перед вами -- лист бумаги, положите его по горизонтали.

Вам необходимо слева нарисовать дерево. У дерева 3 части: корни, ствол и ветви. Договоритесь, кто из вас троих будет рисовать какую часть дерева, и помните, должно получиться красивое дерево!

Мы делаем графический рисунок, то есть по белому рисуем черным. Ваш рисунок вы завершите, как только закончит звучать музыка.

-- Красивое дерево?! А теперь каждый обозначьте нарисованную вами часть: ветви, ствол, корни.

-- Древний человек смотрел на дерево и видел, что ветви находятся в небе, ствол на земле, а корни…?

-- Поэтическое открытие сделал человек: ветви стали символом неба, ствол -- символом земли, корни -- символом подземного мира. Поставьте знак равенства.

-- Человек увидел обитателей древа – птицы, ангелы,

                                                                                       копытные, человек,

                                                                                       черви, предки.

-- Человек сопоставил себя с деревом -- голова, туловище, ноги.

-- Идет время и растет дерево. Время предстало как древо -- прошлое, настоящее и будущее.

-- Развитие дерева одновременно всеми 3 частями.

Специалисты по магической математике: скажите, где вам встречалось магическое число 3? (Древо Мировое -- трехчастное строение; все три части развиваются одновременно, гармонично. Число 3 -- символ гармоничного развития.)

Посмотрите на экран: это тоже Древо Мировое (сверху).

Толкователи смыслов, прокомментируйте!

Трудно! Давай рассуждать. Мы на дерево можем посмотреть, проходя мимо? А лежа под деревом? А как еще? Это и есть ДМ с высоты птичьего полета. Но древний человек не умел летать, и потому он представил его себе космическим сознанием или воображением. То есть мы учились понимать смыслы ДМ, рассматривая его по вертикали, но древний человек истолковал ДМ и по горизонтали; вот по горизонтали-то оно состоит из 4 частей.

Рисуем и думаем:

Если есть север, то будет и юг…

Если есть восток, то будет и ….

Скажите, а север может быть югом? (Нет.) А если? (Мир рухнет.)

То есть стороны света всегда постоянны?

Слово специалистам из справочного бюро: сколько у нас времен года? Разместите их названия на схеме ДМ.

Зима -- север, лето -- юг, весна -- восток, осень -- запад.

Разместим название времени суток на схеме ДМ.

Утро -- весна, день -- лето, вечер -- осень, ночь -- зима…

Вопрос специалистам по магической математике: с каким магическим числом теперь мы встретились и каков его смысл?

4 -- символ гармоничного постоянства.

Слово толкователям смыслов: если ДМ -- это мир, что важно в этом мире?

Нужно, чтобы жизнь развивалась, приходили новые поколения, нужно, чтобы были традиции, то, что не меняется, -- для уверенности в завтрашнем дне (почему человек преодолевает любое горе? Завтра взойдет солнце, наступит утро -- человек это точно знает).

Работа у доски. Я вручаю вам мел. Попробуем кратко, свернуто записать все, о чем мы говорили. Я говорю текст, а вы записываете как математическое действие.

Итак, мир состоит из явлений, которые всегда развиваются, -- 3, и явлений, которые всегда постоянны, -- 4.

Поставь знак между ними +, что получим = 7.

7 -- символ гармонии мира. А где примеры гармонии (7 дней недели, на седьмом небе от счастья).

А теперь повторим запись, но только со знаком умножения = 12 -- символ совершенства.

Мир совершенен: ни убавить, ни прибавить. В нем все есть! (Сколько месяцев в году? 12 -- круглый год!)

А если + 1? = 13 -- чертова дюжина, мир рухнул! Поэтому наши предки считали дюжинами (по 12).

Завершая наш разговор, давайте вернемся к изображению, увиденному в начале урока.

Посмотрите, мы с вами нарисовали дерево, открыли его смыслы, то есть развернули информацию о нем, а теперь свернем ее, как это делал древний человек (слайды из древних культур -- по горизонтали и по вертикали). Теперь вы можете истолковать такой рисунок? (Да.) А нарисовать свое ДМ и рассказать в этом рисунке о своем представлении о мире? (Да.)

А можно свернуть информацию еще более (название на экране Древо Мировое). Помните, мы видели и слышали эти слова в начале урока. Мы прошли с вами долгий путь понимания смыслов. Скажите, вы изменились по сравнению с началом урока? (Да.) Что мы увидели на уроке? Что мы услышали на уроке? Что мы почувствовали на уроке?

А как же тема урока? Нашлась? Давайте посмотрим на экран. Вот это да! Целых 4 темы!

1. «…но чтобы стоять, я должен держаться корней».

2. «Понимание смыслов -- мой путь в культуру».

3. «Образ мира в представлении людей древности».

4. «Древо Мировое -- универсальная модель мира».

А знаете, почему? Все мы вместе и каждый из нас жили на этом уроке: мы слушали одно и то же, видели одно и то же, но каждый услышал своё и увидел все по-своему, поэтому и тема пришла не одна. Прочитайте их и подумайте: на каком уроке вы были? Какую тему вы изучили? Выходя из класса, вы подойдете к листу, выберете вашу тему, снимете ее с листа и на обороте увидите домашнее задание.

За окном -- прекрасный день, вокруг нас хорошие люди. И мы завершаем наш урок. Спасибо. Здоровья и счастья всем. До свидания.

Домашнее задание согласно выбранной теме.

1. Найдите сказки (народные и авторские), в которых появляется образ Древа Мирового.

2. Нарисуйте свое Древо Мировое («Мой мир как древо мировое»).

3. Расскажите тем, кто не был на уроке, миф о Древе Мировом.

4. Узнайте у родителей о своем семейном древе.

 

Вы можете ответить мне по адресу: 1slovo@list.ru