Ф.С. РОКОТОВ. ПОРТЕТЕТ ГРАФА А.И. ВОРОНЦОВА Не ранее 1765

В 1770-е годы, когда создавались лучшие портреты Ф.С. Рокотова, художник особенно охотно обращается к образам близких ему людей, среди которых было семейство графов Воронцовых.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748–1813) был внуком А.П. Волынского, крупного государственного деятеля времен императрицы Анны Иоанновны. Двоюродный брат княгини Е.Р. Дашковой, он приходился дальним родственником А.С. Пушкину и был его крестным отцом.

Но общественное лицо героя мало занимает Рокотова. В отличие от большинства русских портретистов XVIII века, художник полностью игнорирует социальный аспект в портретной характеристике. Материальный мир, который с таким блеском воспроизводили в своих портретах современные Рокотову живописцы, не вызывает интереса у художника. Проблема внешнего сходства также не становится для него главной. Художник лишь намечает его в общих чертах, поэтически преображая героя на полотне.

Мастер сосредотачивается на возможно более полном выявлении духовной стороны жизни. Этому подчинено все живописное построение портрета. Неяркий свет заливает пространство холста, сглаживает контуры, объемы, смягчает контрасты. Фигура героя как будто бы погружается в теплую, золотистую среду. Черты лица тонут в полутенях, создавая впечатление сложности, неоднозначности выражения.

Содержательность внутренней жизни, богатство душевного мира становится для Рокотова мерилом ценности человеческой личности и, соответственно, основой портретной характеристики. Как писал один из представителей семьи Воронцовых: «Я всегда был того мнения, что люди имеют собственную их достоинствам внутреннюю цену, которой не в состоянии отнять у них никакой деспот».