Тарелка мелкая с росписью по сюжету картины О. Верне "Аркольский мост". II четверть 19 в. (?)

Францию мода на фарфор захлестнула в 18 веке. Сначала при поддержке короля было налажено производство мягкого фарфора в Севре. Севр - это небольшой городок рядом с Парижем. Он расположен в одном из самых живописных уголков Франции - неподалёку от знаменитого парка Сен-Клу, на полпути от Парижа к Версалю. После того как в Лиможе были обнаружены залежи каолина (фарфоровой глины), в Севре с 1769 г. начали производить твёрдый фарфор.

Тарелка из твёрдого фарфора произведена предположительно на Севрской мануфактуре, во второй четверти 19 в. Борт покрыт тёмным кобальтом. По борту золотой цированный орнамент, напоминающий вазы. В центре тарелки в технике надглазурной росписи батальная сцена - взятие Аркольского моста войском Наполеона 18 ноября 1796 г. На фоне дымного пейзажа солдаты переходят деревянный мост. На переднем плане и слева на мосту - раненые. В центре композиции с сине-бело-красным флагом Наполеон жестом зовёт солдат в бой. За ним мальчик-барабанщик в зелёном мундире. Справа вдали намечены силуэтами войска. Роспись на тарелке повторяет с небольшими изменениями картину О. Верне "Аркольский мост".

Сюжет картины, и, соответственно, росписи на тарелке, основан на реальном историческом эпизоде из Наполеоновской "Итальянской кампании". В 1796 г. французским правительством было принято решение о необходимости предупредить действия вновь собравшейся против Франции коалиции держав - повести наступательную войну против австрийцев и их итальянских союзников и вторгнуться для этого в северную Италию. Бонапарт был назначен главнокомандующим этой предназначенной действовать в Италии ("итальянской") армии и в марте он выехал к месту своего назначения. 9 апреля 1796 г. Бонапарт двинул свои войска через Альпы. Наполеоном был удачно проведён на территории Италии ряд сражений. 15 ноября 1796 г. начался, а вечером 17 ноября окончился знаменитый упорный и кровопролитный бой при Арколе с австрийскими войсками. Австрийцев было больше, и сражались они с чрезвычайной стойкостью. Одним из самых важных пунктов был знаменитый Аркольский мост. Трижды французы бросались на штурм и брали мост и трижды с тяжкими потерями отбрасывались австрийцами. Главнокомандующий Бонапарт повторил в точности то, что он сделал за несколько месяцев до того при взятии моста в Лоди: он бросился лично вперед со знаменем в руках, закричав: "Воины, разве вы уже не те храбрые, что дрались при Лоди? Вперед, за мной!". Несколько солдат и адъютантов рядом с ним были убиты. Бой длился трое суток с небольшими перерывами. Австрийское войско было разбито и отброшено.

Сам Наполеон, его окружение и эпизоды его кампаний довольно часто изображались на фарфоре. В собрании Радищевского музея хранится тарелка из той же серии, что и описываемая, с изображением битвы при Прейсиш-Эйлау в 1807 г.

Справочная информация

Фарфор - это плотная, непроницаемая, стекловидная, белая полупрозрачная керамика. Происхождение слова "фарфор" точно неизвестно. Предполагают, что первоначально так называли предметы, выполненные из раковин ("porcella", лат.), поскольку считалось, что раковины входили в состав фарфора, поставляемого из Китая. Китайцы первыми изобрели состав твёрдого фарфора и держали своё изобретение в секрете. В Европу китайский фарфор попадал в небольших количествах уже в средние века через торговые пути с Востока и в результате торговли с арабским миром. Европейцы коллекционировали его и подражали ему в керамических изделиях. Около 1500 г. производство твёрдого фарфора началось и в Японии. В 17 в. большое количество японского фарфора завезли в Европу голландские купцы. Фарфор в Европе ценился столь высоко, что для открытия секрета его производства прилагались огромные усилия. В 1575 г. правитель Тосканы, итальянской провинции, Франческо ди Медичи организовал мастерскую по производству мягкого фарфора. В этой мастерской производился так называемый "фарфор Медичи". Первый твёрдый фарфор был изобретён в 1709 г. Иоганном Беттгером в городе Мейсене (Германия, Саксония, близ Дрездена). После этого в Мейсене была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора.

Твёрдый фарфор - подлинный фарфор (такой, каким он производился в Китае) представляет собой смесь китайского камня (разновидности полевого шпата) и каолина (белой фарфоровой глины). Фарфор обжигался при высокой температуре, становился водонепроницаемым и слегка просвечивал.

Мягкий фарфор - ранняя разновидность европейского фарфора, смесь толчёного стекла или фритты (для придания полупрозрачности) с белой глиной, мыльным камнем, известью и т.д. Обжигался при относительно низкой температуре и покрывался свинцовой глазурью. Мягким фарфор назван за то, что его масса не выдерживает сильного обжига, начинает деформироваться. К тому же такой фарфор поддаётся обработке напильником.

Глазурь - покровный стекловидный материал керамических изделий, применяемый в защитных и декоративных целях. По сути, глазурь является стеклом. Традиционно в состав глазури входят кремнезём, борная кислота, щёлочи, глинозём, окрашивающие окиси металлов и др. добавки. Глазурь используется в виде водной суспензии или порошка в смешении с песком. Закрепляется на керамике путём обжига. Роспись по фарфору может быть как подглазурной (нанесённой на фарфор до покрытия его глазурью и после этого обожжённой), так и надглазурной, когда предмет расписывается по покрытой глазурью и обожжённой поверхности и обжигается снова.

Цировка - частичная полировка в виде узора матовой позолоты на фарфоровых изделиях, создающая игру блестящей и матовой поверхностей.

Кобальт - /нем. Kobold - дух пещеры, гном, мешающий работать горнякам/, название металла, окислы которого имеют ярко-синий цвет и используются для изготовления красителей. Особенно известен тип росписи керамики кобальтовой глазурью.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - /Napoleon Bonaparte, Buonaparte/, французский император в 1804-14 и в марте - июне 1815. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории (командующий армией). В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Установил диктаторский режим. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Зап. и Центр. Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Был сослан на о. Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815. После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола (22 июня 1815). Последние годы жизни провел на о. Св. Елены пленником англичан.

Верне, Орас (1789-1863)- самый знаменитый из французских батальных живописцев новейшего времени. Он учился сначала у своего отца, а потом у Венсена, и уже в юном возрасте получил репутацию искусного рисовальщика картинок для модных журналов и карикатур на нравы времен Директории. Верне приобрел расположение двора и в последние годы Первой империи написал по поручению Марии-Луизы и короля вестфальского ряд военно-бытовых сцен, литографии с которых раскупались нарасхват. После падения Наполеона с 1817 по 1823 г. исполнил свои знаменитые картины: "Защита заставы Клиши", "Отставной солдат-хлебопашец", "Последний заряд", "Прощание с императором в Фонтенебло", "Аркольский мост" и 4-ре сражения: при Жемаппе, Вальми, Ганау и Монмирале, и др. В 1826 Орас В. был избран в члены Института, а в 1828 г. был сделан директором Французской академии в Риме. Кроме множества исторических и батальных картин, В. написал массу портретов, между прочим, Наполеона I, герц. Орлеанского, маршалов Сен-Сира и Жерара, Наполеона III, генерала Кавеньяка и др.

Петрова В.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева