Опера "Евгений Онегин". Действие 2. Картина 2. Дуэль

 

Действие II, картина 2 (по  сквозной нумерации картина 5), сцена 18. Дуэль.

            Онегин  опаздывает.           

            Замечательны по своей психологической проницательности замечания выдающегося оперного режиссера Б. Покровского к этому моменту действия: «Верит ли кто-нибудь из участников, что кто-то кого-то убьет? Нет, Онегин никакого значения этой дуэли не придавал, он даже проспал». Уже прибывшие Ленский и его секундант (Зарецкий) в ожидании. Б. Покровский объясняет исполнителю партии Зарецкого: «Когда вы входите, вы рады, что противник не явился, очень рады, потому что Зарецкий скандала ждет. (…) Для вас хороший случай над ними – дворянами – посмеяться. Не  явился противник. Вот это дела! Что такое для них дело чести!... И не кланяйся Ленскому, а сделай вид – вот, не явился противник, а в наше время… Сыграй после шести аккордов: ну, что же, противник ваш не явился, а мы пришли, дураки. Оглянись: ведь на сцене будет темно, сыграйте фигурой ваше удивление, презрение, насмешку. Ведь вы в дуэлях педант. Не пойте Ленскому: «Ну что же?...». Себе пойте. Посмотрите вокруг: а вдруг Онегин сидит в кустах? (Садится сам на скамью. Играет Зарецкого. И поет какую-то музыку не Зарецкого. Играет пальцами по футляру пистолета. Отходит вглубь сцены. Что-то поднимает с земли, рассматривает.)»

            Ленский поет арию «Что  день грядущий…». Б. Покровский исполнителю партии Ленского: «Я хотел бы, чтобы вы чувствовали, что не умрете. Не надо себя хоронить, получается сентиментально, на Массне похоже, а Чайковский писал: «К сожалению, я на него похож…» (…) ТО, что вы поете – это вы сочиняете стихи. Позже вы приедете домой и запишите то, что сейчас сочинили. После: “Златые дни” посмотрите на пистолеты так, чтобы я увидел протянутую руку. И троньте футляр легко. Два раза. Чувство меры. Не забывайте ни на секунду, что вы поэт, пойте красиво. У вас это хорошо получается». Б. Покровский Зарецкому, которому во время арии Ленского нужно что-то делать: «Ротный, садитесь. И ждите, не играйте Мефистофеля. Сидите как на вокзале. Играйте на футляре какую-нибудь мелодию, можно идущую - она не ваша – это музыка Ленского, вступление к его стихам».

            Ленский поет «Забудет мир  меня…» Б. Покровский: «Конечно, забудет, но  он красуется, ищет поэтические слова. Удовольствие! Испытывайте удовольствие!»

            Появляется Онегин вместе со своим камердинером Гильо (он же - его секундант). Звучат формальные объяснения по поводу предстоящей дуэли. Пока секунданты готовятся к поединку, наши герои предаются размышлениям о случившемся: каждый про себя, они поют дуэт: «Враги!.. Давно ли друг от друга/ Нас жажда крови отвела?».

            Этот дуэт написан в интересной музыкальной форме - в форме канона. Канон - такая музыкальная форма, при которой каждой музыкальной фразе (или даже, как в данном случае, каждому слову) одно голоса (персонажа) тут же, не дожидаясь окончания фразы, вторит другой голос с той же музыкальной фразой. Этот, на первый взгляд чисто технический прием, своего рода технический композиторский фокус (необходимо большое мастерство, чтобы написать канон, который был бы еще и музыкально выразительным) здесь, в этой сцене – и, конечно, в гениальных руках Чайковского – оказался необычайно уместен: повторение Ленским и Онегиным одних и тех же музыкальных фраз в высшей степени оправдано в силу того, что их мысли в этот момент одни и те же, а это, в свою очередь, вызывает в душе и уме слушателя сложный комплекс ассоциаций, заставляя взглянуть на героев как на нечто «двуединое» (буквально, как на “две стороны одной медали”) и вместе с тем роковым образом разнящееся.

            Но вот все колебания отброшены: законы чести превыше всего. Зарецкий разводит на нужное расстояние противников и подает им пистолеты. Гильо прячется за дерево. «Теперь сходитесь» - командует Зарецкий. Он три раза хлопает в ладоши. Противники делают по четыре шага вперед и начинают целиться. Онегин стреляет первым. Ленский падает. Он убит. Онегин в ужасе хватается за голову.

             В оркестре во все ускоряющемся темпе проносятся мотивы темы из ариозо Ленского «Я люблю вас». Аккорды тромбонов, разделенные паузами, тремоло литавр на диссонирующем звуке завершают сцену дуэли.

 

© Александр МАЙКАПАР