9. Опыт по сравнению углекислого газа в атмосферном и выдыхаемом воздухе.

У: Мы узнали, сколько в атмосферном воздухе кислорода, теперь выясним точнее, сколько в воздухе углекислого газа.
Проводится инструктаж по технике безопасности. Ученикам раздаются изображения прибора Мюллера, которые они вклеивают в свои тетради, а также приборы Мюллера (по одному на группу).

Ученики должны сначала определить и показать учителю, где на реальном приборе пробирки А и Б, которые показаны на изображении. Ученики сначала показывают на пробирку, стоящую слева: «Это пробирка А». Тогда учитель переворачивает прибор другой стороной: «А теперь где пробирка А?» Ученики начинают вглядываться в устройство прибора. Затем дети договариваются, кто в группе будет испытуемым (он должен будет дышать через трубочку).
По команде учителя испытуемые делают медленно один показательный вдох и выдох. Другие дети из группы должны внимательно наблюдать за происходящим. Они замечают и рассказывают, что воздух при вдохе проходит через одну пробирку, а при выдохе – через другую. Учитель сообщает, что в пробирки налита известковая вода, спрашивает: «Что с ней должно произойти?» Затем по команде учителя испытуемые делают по 3 вдоха-выдоха через трубочку.

подготовка к опыту

Результаты опыта обсуждаются. Хорошо видно, что выдыхаемый воздух сильно мутит известковую воду , тогда как атмосферный (вдыхаемый) совсем чуть-чуть.
Ученики записывают ход опыта, а затем вывод.
Ход опыта: «Вдыхаемый воздух проходит через пробирку А. Выдыхаемый – через Б. После 4-х вдохов и выдохов….»
Важно научить их различать само наблюдение (например, «известковая вода сильнее мутнеет при пропускании выдыхаемого воздуха, чем при пропускании атмосферного») и вывод (смысл, значение) данного наблюдения.
Вывод: «В выдыхаемом воздухе содержится достаточно большое количество углекислого газа, а в атмосферном – совсем немного».

подготовка к опыту

Через проектор демонстрируется диаграмма "Состав воздуха" без подписей. Ученики должны догадаться, на какой диаграмме показан вдыхаемый, а на какой - выдыхаемый воздух, каким цветом изображен какой газ.
Д: это углекислый газ, а это – кислород. Этого стало больше, а этого – меньше.
У: Почему ты думаешь, что это кислород?
Д: Его примерно одна пятая часть.
У: А сейчас вы узнаете, почему азот назвали азотом. Через проектор выводится на экран текст про опыт Лавуазье с птичкой (вслух зачитывается описание опыта). Таким образом, под колпаком остался газ, который не поддерживал жизнь птички. Этот газ и был назван «а-зот» (а – отрицание, зоос – жизнь), что означает «безжизненный»).
У: какие свойства азота вы уже знаете?
Д: Не поддерживает дыхание, не поддерживает горение.
У: Известковую воду мутит?
Д: Скорее всего, нет.
У: А как доказать?
Д: Его много в атмосферном воздухе, если бы мутил, то при пропускании вода мгновенно бы мутнела.