Комментарий методиста  

Е.Э. Горяиновой к уроку

учителя русского языка и литературы

Арсеничевой Е.А.

 

Тема урока: «В поисках пути праведного…» (по рассказам Н.С. Лескова «Приведение в Инженерном замке» и «Томленье духа»)

Тип урока  - урок внеклассного чтения

Материалом урока послужили рассказы Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» и «Томленье духа», не включенные в школьную программу, но продолжающие тему праведничества, изучаемую на примере повести «Очарованный странник». Цель урока – познакомить учащихся с идейным содержанием рассказов, выявить художественное своеобразие стиля писателя; развивать познавательные интересы, умения анализа эпического произведения;  формировать нравственный потенциал личности учащихся на примере православных заповедей.

Учитель строит анализ произведений вслед за автором, последовательно рассматривая сюжеты двух рассказов. На уроке использован дополнительный материал: дидактические карточки с пояснением значения ключевых слов, комментарий к цитатам из Евангелия; фрагменты видеофильма, выполненного самими учащимися.

Тема рассматривается в течение двух часов.

Урок 2.

Ход урока

1. 0.00 – 8.01. Характеристика темы правды в рассказе «Томленье духа».

 Вопрос о правде – ключевой в рассказе. Ученики выясняют позицию разных героев по отношению к этой нравственной категории: учителя (надо всегда говорить правду, даже если она неприятна), состоятельных людей (правда – это все «фантазия»), Василисы (правда в наказании). Уместно обращение к трактовке этого вопроса другим русским писателем – Ф.М. Достоевским.

2. 8.01 – 14.04. Просмотр и обсуждение  видеосюжета.

Учитель предлагает посмотреть видеосюжет – сцену расставания учеников со своим учителем. Видеосюжет был подготовлен учащимися школы, для чего необходимо было глубоко проанализировать текст, составить сценарий, продумать режиссерское решение, распределить роли, наконец, снять этот  сюжет на видео. Такая форма работы требует больших временных затрат, однако она эффективна в плане понимания художественного произведения и   формирования интереса к предмету.

3. 14.04 – 20.39. Выводы по рассказу «Томленье духа».

Учащиеся формулируют и записывают нравственные уроки, которые получили герои рассказа: 1. Без клятвы будь правдив. 2. «Ни для чего не лгите». 3. Нужно «делать Божье дело» - бороться со злобой, наставлять на истинный путь. 4. «Ищите, чтоб спас вас Отец небесный».

4. 20.39 – 25.35. Обобщение по двум рассказам.

Обобщая анализ двух рассказов Лескова, учащиеся еще раз лпределяют основные нравственные истины, которые открылись им в произведениях. Кроме того, они делают вывод об основной художественной особенности стиля Лескова – близости к языку Святого писания, введение цитат из Библии. Современность и актуальность произведений писателя подчеркивается учителем с помощью высказывания композитора Г. Свиридова о назначении русской культуры – «питать душу своего народа».

5. 25.35 – 30.20. Выявление личностного смысла произведений. Домашнее задание.

Осмысление личностного отношения к поставленным Лесковым проблемам происходит путем заполнения карточки экспресс-диагностики, содержащей такие вопросы, как «Понравились ли вам произведения Лескова? О чем они заставили задуматься? Хотели бы вы в дальнейшем изучать его произведения? Чем запомнился сегодняшний урок?» и подобные.

Заметим, что выводы учеников из урока были достаточно глубокие, тема для них вполне актуальная, содержание рассказов заставило задуматься о собственном отношении к окружающим.

Домашнее задание направлено на дальнейшее личностное осмысление нравственных проблем. Учащимся задано написать сочинение-миниатюру о собственном состоянии, подобном состоянию героев Лескова.