Доска пряничная

       Пряничная доска - это деревянная резная форма для изготовления пряников. С такой доски отпечатывалось изображение на тесте, из которого пекли пряники. Резные деревянные формы для оттиска узора на прянике применяли уже в глубокой древности. При раскопках древнего Новгорода археологами было найдено несколько пряничных досок XII и XIII столетий, украшенных углубленными изображениями расчерченных ромбов, растительным орнаментом и крестами.
       Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только любимым лакомством детей и взрослых. Пряники использовались в ритуальных сельскохозяйственных обрядах и на религиозных праздниках. В XVII в. они были принадлежностью и царского стола. Их дарили родным, близким и почетным гостям в знак уважения, любви, в дни новоселий, на именины.
       Без пряников раньше не обходилось ни одно событие - ни радостное, ни печальное. Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался "разгоня". Употребляли пряники и в печальных обрядах. Так, трапеза во время проведения поминок по умершим родственникам заканчивалась угощением пряниками.
       Изготовлялись пряники первоначально, подобно хлебу, квасу и браге, почти в каждом домашнем хозяйстве. Позднее, с развитием спроса на пряники, стали появляться специальные небольшие заведения, которые занимались их выпечкой. В XVII - XVIII вв. пряники десятками пудов развозились по ярмаркам, порой на очень большие расстояния.
       Пряничники - так назывались мастера, которые выпекали пряники, - делали их по готовым формам. Внешний вид и красота их продукции целиком зависели от этих форм. Форма же, т.е. пряничная доска, выполнялась резчиками по дереву.
       Об этих мастерах - резчиках пряничных досок известно очень мало. Скудные сведения в архивных документах, да надписи на самих досках - это те немногие источники, открывающие нам иногда имя мастера. Пряничные доски вырезались для употребления в своей семье, на заказ и для продажи на ярмарках. Через ярмарки и при посредничестве купцов они попадали в самые отдаленные уголки страны.
       Резьба пряничных досок требовала от мастера большого искусства. Вначале по заранее намеченному рисунку на возможную глубину прорезались контурные линии всех деталей будущего изображения. Затем мастер приступал к заглублению рельефа. Впалые места выбирались на небольшую глубину сразу по всей поверхности доски, после чего выполнялось новое заглубление отдельных деталей. Процесс повторялся до тех пор, пока не был достигнут нужный уровень глубины всего изображения. Этим обеспечивались обязательная для пряничной формы четкость линий и равномерность перепадов рельефа на каждом участке декорируемой поверхности. Особенно кропотливым и сложным был процесс выполнения резцом надписи на доске. На пряничной форме надпись делается в обратном направлении: ее зеркальное отражение. Зато на самом прянике она становилась правильной. Так же вырезались и цифры. В зависимости от назначения пряника менялись его форма, размеры, мотивы украшения. Одни доски использовались повседневно, другие приурочивались к строго определенной дате или событию, третьи исполнялись с учетом многократного применения для выпечки пряников к традиционным ежегодным празднествам и свадьбам. Кроме того, доски делались для отпечатка одного, двух, четырех и даже ста двадцати пряников одновременно.
       Сложной и развитой композицией рисунка и художественными достоинствами резьбы отличаются подносные почетные пряничные доски. Они относятся в основном к XVIII в. По своим размерам они значительно крупнее досок всех других типов. Среди других изображений на них часто вырезали распластанную фигурку двуглавого орла или фамильные гербы. В коллекции Рыбинского музея-заповедника находятся три таких крупных доски с гербовыми и хоромными мотивами, поступившими в 1936 г. из расформированного Мологского музея.
       Одна из этих досок в виде вытянутого прямоугольника, размером 86,5 х 47 см, с углубленной формовочной поверхностью имеет резную декорацию с гербовыми мотивами. В центре симметричной, ориентированной по горизонтали композиции, находится круглый картуш с изображениями двух львов, стоящих на задних лапах по сторонам оплетенной колонны-обелиска со стилизованной короной. Вокруг расположен узор из крупных ягод земляники круглой и продолговатой формы с точечными разделками. На прянике крупные ягоды обычно раскрашивались, что придавало ему особую нарядность. Центральный мотив с геральдической композицией, заимствованной возможно с изображений на древних монетах или печатях, не претендуя на конкретность, говорит о значительности и торжественности предназначения данного пряника. Ценность подносимого почетного пряника часто обуславливалась оригинальностью и необычностью его декоративного убранства, поэтому доски для них нередко изготавливались по персональному желанию и вкусу заказчика.
       Большинство почетных пряничных досок имеют по четырем сторонам внутреннего прямоугольника крупновырезанные надписи, которые являются важным составным элементом композиции доски. В нашем случае изображение обрамляет надпись, знакомящая с качеством данного пряника: "Кого люблю того подарюм сей пряникъ на одномъ меду з гвоздикою". Скорее всего, такие пряники могли подавать к свадебному столу. Известно, что медовый пряник был своеобразным пожеланием молодым счастливой, "сладкой как мед" жизни.
       Дошедшие до нас пряничные доски - это не только предметы далекого прошлого, немые свидетели обычаев своего времени, но и завершенные произведения народного искусства, образцы неистощимой фантазии талантливых резчиков.