Франкен, Франс II. Биография

Франкен, Франс II (Franken, Frans II). 1581, Антверпен -1642, Антверпен

Фламандский живописец Франс Франкен II является самым знаменитым представителем известной антверпенской художественной династии. В 1605 году он стал свободным мастером, а в 1615 году - деканом гильдии живописцев. Работал во многих жанрах, создавая небольшие и средние по размерам картины часто на библейские, мифологические и исторические сюжеты с многочисленными персонажами.

Испытав влияние отца Франса Франкена I, а также своего дяди, Иеронима I, живописца банкетов и танцевальных сцен, работавшего в Париже, Франс Франкен II создавал ранние произведения в маньеристическом стиле. Однако, в значительной степени под воздействием творчества П.П. Рубенса, он постепенно приходит к своей собственной манере. Стиль Франса Франкена II отличает изящество композиции, блеск исполнения, богатство теплого колорита и элегантность форм.

Франс Франкен II писал только фигуры, привлекая, как правило, для написания фона - пейзажа или интерьера, других мастеров, специализирующихся в этой области. Из огромной мастерской Франкена II вышло более 1500 картин. Его произведения находятся в крупнейших музеях мира: Блудный сын; Ахилл, узнанный Одиссеем, 1633, Париж, Лувр; Триумф Амфитриты, Сарасота, музей Ринглинг; Шабаш ведьм, Распятие, Вена, Музей истории искусств; Праздник в доме бургомистра Рококса, Мюнхен, Старая Пинакотека; Отдых царя Мидаса, Брауншвейг, музей герцога Антона Ульриха; Израильтяне после перехода через Красное море, 1621, Гамбург, Кунстхалле; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; серия из 12 картин на ветхозаветные сюжеты, Мадрид, Прадо; Кабинет любителя искусств С. Лерес; Семь дел милосердия, 1624, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Въезд Давида в Иерусалим Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж и другие.

Живописная техника Франса Франкена II, построенная на чередовании кроющих и полукроющих слоев краски и многослойном нанесении цветных лессировок, достигает своего совершенства в течение 1620-х годов. Франкен II не всегда подписывал свои каритны, поэтому критерием для атрибуции картин этого мастера является именно его живописная техника. По словам исследователя его творчества Урсулы Хертинг, "никто из подражателей или копиистов не мог с таким же совершенстовом воспроизвести эту технику многократного нанесения прозрачных лессировок".

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева