В.Д. ПОЛЕНОВ. Московский дворик. 1878

В.Д. Поленов после окончания Императорской Академии художеств вместе с И.Е. Репиным и К.А. Савицким был в пенсионерской поездке за границей. Его творческая деятельность также связана с Товариществом передвижных художественных выставок. В истории русского искусства имя Поленова называют в связи с началом пленэрной живописи, передающей естественные эффекты солнечного освещения, что нашло выражение прежде всего в пейзаже.

"Московский дворик" был написан сразу после возвращения из-за границы. По рассказу художника, он набрел на это место, когда ходил искать квартиру. Изображенный на картине дом находился в одном из арбатских переулков. Художник зашел посмотреть квартиру и увидел этот вид из окна: "Я тут же сел и написал его. …Тогда этот район имел сельский вид".

Сегодня трудно себе представить, что еще в 70-е годы XIX столетия в центре Москвы были такие уголки. В картине, не претендующей ни на остро социальные, ни на общефилософские проблемы, Поленов создает поэтический образ повседневной жизни. Художник сочетает бытовой жанр и пейзаж. Это не сценка в пейзаже, а органичный сплав жанрового и пейзажного мотивов. Если убрать фигуры играющих детей, женщины с ведром, то композиционно картина не пострадает, но от нее останется ровно половина - просто лирический пейзаж. Жанровый мотив словно одушевляет пейзаж, наделяет его особой покойной радостью и душевным светом, сопрягающимся с естественным солнечным освещением. Поленов мастерски передает свет при помощи тонкой разработки градаций оттенков цвета, смягченных контуров предметов, цветовых контрастов.

Поленов оказал огромное влияние на поколение молодых художников, обучавшихся у него - И.И. Левитана, А.Е. Архипова, К.А. Коровина.