Урок 39. Прописные и строчные буквы. Дефис и апостроф

План урока

  1. Работа с листом определений «Прописные и строчные буквы. Дефис и апостроф»
  2. Решение обязательных бумажных задач 11, 13–14, 16.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 11.
  4. Решение необязательной задачи 12, 15, 17.

Работа с листом определений «Прописные и строчные буквы. Дефис и апостроф»

Прописные и строчные буквы

Вам может показаться странным, что мы начинаем говорить на листе определений о прописных и строчных буквах и знаках (препинания и внутрисловных) после того, как ребенок выполнил проект «Знакомство с русским текстом». На самом деле этот лист определений обобщает и систематизирует тот опыт и ту информацию, которую ребенок получил в процессе работы над упомянутым проектом и в другой языковой деятельности.

Особенностями нашего курса являются: высокая наглядность, тесная связь учебной деятельности с окружающей ребенка действительностью (прежде всего – языковой), применение в учебном процессе исследовательских методов. Последнее означает, что знания не всегда даются ребенку в готовой форме, их приходится «добывать и раскапывать», формулировать самостоятельно. Именно в силу вышеизложенных принципов мы и предложили ребенку самостоятельную исследовательскую работу по анализу русских текстов для выявления различий прописных и строчных букв, а также анализа состава используемых знаков. Теперь же мы просто упорядочиваем те знания, которыми ребенок уже, в сущности, обладает.

Заметим, что для большинства букв невозможно определить, «большая» это буква или «маленькая» вне сопоставления с парой или контекста, где есть с чем сравнить.

Для некоторых букв, наоборот, приписная и строчная буква отличаются не только размером (который в принципе относителен), но и написанием. Если вы хотите поговорить об этом с детьми и разделить две эти ситуации, то советуем вам снова открыть тетрадь проектов и сравнить списки строчных и прописных букв (например, в рабочей таблице), поскольку на листе определений мы не приводим список строчных и прописных букв.

Дефис и апостроф

В традиционных школьных курсах вопрос о статусе дефиса и апострофа обходится стороной. Мы полагаем, что знание этих знаков – не экзотика, а элемент языковой культуры. Мы также считаем необходимым, чтобы ребенок твердо уяснил себе не только чисто графические различия между дефисом и тире, но и различие в их статусе: если тире относится к знакам препинания, то дефис по своим функциям скорее похож на букву, чем на знак препинания – если знаки препинания ставятся между словами и предложениями, то дефис существует только внутри слова, поэтому мы и называем его внутрисловным знаком.

Чисто графически апостроф – это запятая вверху строки, но опять-таки содержательно апостроф не имеет ничего общего ни с запятой, ни с каким другим знаком препинания. Так же, как и дефис, апостроф существует только внутри слова, выполняя функции буквы. К слову сказать, апостроф обычно встречается только в иностранных словах (именах собственных). Одно время он использовался вместо твердого знака, но об этом говорить детям пока нет необходимости (конечно, если никто из них сам не вспомнит, что у него на доме написано «ПОД’ЕЗД № 2»). Встречается и «авторские» использования апострофа, например, когда «изоб’ажают ка’тавость»; нас такая функция апострофа не интересует.

Есть небольшая вероятность того, что кто-то из детей сталкивался с одинарными ‘кавычками’ (полиграфисты называют такие кавычки “марровскими”). Если такой вопрос возникнет, следует объяснить, что это (правая марровская кавычка и апостроф) – совсем разные знаки и похожи они случайно (кавычки – парный знак и невнутрисловный).

Таким образом, формально говоря, дефис и апостроф можно отнести к символам алфавита, хотя традиционно алфавит считается состоящим только из букв. Данный лист определений – еще один пример метода «концентрических кругов», который мы активно используем при построении курса. В курсе первого класса мы ввели понятие слова как произвольной цепочки букв. Теперь мы доопределили (уточнили) это понятие, добавив к списку символов, которые можно использовать в словах дефис и апостроф.

Решение обязательных бумажных задач

Обязательные задачи на этом уроке лучше решать в следующем порядке – вначале задачу 11, затем задачи 14 и 16  и, наконец, оставшиеся задачи (в любом порядке).

Задача 11. Данную задачу можно условно поделить на две части. Первая – более простая, посвящена заполнению таблицы, то есть подсчету прописных букв, и внутрисловных знаков в этом тексте. Надеемся, с этой частью задачи все ребята справятся без труда. Легко заметить, что апострофов в этом тексте просто нет. Что касается дефисов, возможно кто-то из ребят будет путать дефисы с тире. С такими придется поговорить, как о внешнем различии этих знаков (три длиннее дефиса), так и о содержательном (дефис ставится только внутри слов).

Вторая часть, касающаяся ответов на вопросы о числе букв, достаточно трудоемкая. Конечно, не стоит предлагать детям ничего сразу. Однако, здесь вероятность того, что дети вспомнят проект «Знакомство с русским текстом» и таблицу достаточно велика. Особенно это относится к обстоятельным детям, которые привыкли опираться на надежность способа, а не удачу и везенье. Таких ребят ни смущает определенная потеря времени, главное – получить ответ наверняка. На  этот случай желательно иметь несколько чистых рабочих таблиц (тех, что использовались в проекте «Знакомство с русским текстом» для подсчета букв).  Действительно, даже взрослому человеку на первый взгляд кажется непонятно, как можно ответить на вопросы о буквах, не считая количества каждой из строчных и прописных букв в отдельности. Но приготовьтесь к тому, что найдутся дети, которые будут решать эту задачу методом проб и ошибок, выбирая наугад какую-нибудь букву и считая ее количество в этом тексте. В основном это будут ребята, которые не любят рутинную работу и всегда готовы что-то придумать, чтобы ее избежать. Интересно, что в данном случае их усилия, вполне возможно, будут вознаграждены правильным ответом. Действительно, используя некоторые закономерности данного текста (и немного смекалки), вполне реально ответить на вопросы, касающиеся строчных и прописных букв. Как при этом можно рассуждать? Сначала займемся прописными буквами.  Как видим из первой таблицы, прописных букв в тексте не так уж и много (гораздо меньше, чем букв в алфавите). Значит многие буквы алфавита не будут в этом тексте вообще встречаться, либо будут встречаться 1-2 раза. Исключение будут составлять «популярные» буквы, которые нетрудно выделить на первый взгляд. Очевидно, наиболее популярной в этом тексте является прописная буква Г. Сразу видно, что несколько раз встречается прописная буква И. Как только мы начинаем считать число этих букв в данном тексте мы сразу получаем ответ на первые два вопроса. Теперь займемся строчными буквами. Их, конечно, гораздо больше, но некоторые закономерности заметить можно. Третий и четвертый вопрос о «популярных» строчных буквах (то есть, тех, которых в тексте много). Их нетрудно выделить на первый взгляд, это буквы: п, о, е, и. Посчитаем число каждой из этих букв в данном тексте и довольно быстро находим ответы на третий и четвертый вопросы. Что касается последнего вопроса, здесь речь идет явно о какой-то непопулярной букве. Ее можно найти полным перебором, методом исключения. Как только какую-то букву встречаем в тексте более двух раз, исключаем ее из рассмотрения. Впрочем, большинство наблюдательных детей сразу догадается, что речь идет о буке «ё», поскольку она всегда выделяется в тексте.

Не расстраивайтесь, если кто-то из детей просидит с этой задачей очень долго и не успеет сделать других обязательных задач. Данная задача является на этом уроке основной, а другие задачи можно предложить и на дом.
Ответ:


Прописные буквы

21

Дефисы

6

Апострофы

0

В этом тексте 7 раз встречается прописная буква Г.
В этом тексте 4 раза встречается прописная буква И.
В этом тексте 41 раз встречается строчная буква о.
В этом тексте 31 раз встречается строчная буква п.
В этом тексте 2 раза встречается строчная буква ё.

Задача 13. Пока дети работают в основном с простыми задачами на Словарь. Здесь ребята ищут слова, в которых известна первая буква. Это значительно уменьшает перебор. Итак, находим в Словаре все слова на К и проверяем их третьи с конца буквы. В результате отыскиваются два подходящих слова – КЛАСС и КРОВАТЬ.

Задача 14. Здесь детям снова приходится строить цепочку (букв) по достаточно большому и затейливому описанию. Сначала, как обычно, используем утверждения, которые дают однозначную информацию о буквах данного слова – третье, последнее и предпоследнее утверждения (в любом порядке). После этого в нашем слове остаются две пары подряд идущих букв. Ясно, что эти места предназначаются для пар: Ф – Е и Н–Т. Какая из них идет первой, а какая – второй можно понять, анализируя четвертое утверждение. В результате получаем слово САНТА-ФЕ.

Задача 16. Еще одна задача на новый лист определений. Здесь необходимо сопоставить мешок и цепочку слов – для каждого слова цепочки найти подходящий «шаблон» в мешке и заполнить его так, чтобы в мешке получилось такое же слово. Как видите, слова в цепочке расставлены в алфавитном порядке. При этом первые буквы всех слов в мешке известны, поэтому найти пары слов оказывается не сложно. Интересно, что хоть дети и не могут пока явно сформулировать все правила алфавитного порядка, они с успехом пользуются означенными закономерностями. Связь данной задачи с темой уроков заложена в самом наборе слов. Действительно, в цепочке (и в мешке) находятся слова, содержащие дефисы и апострофы. При поиске таких слов в мешке, дети должны помнить, что дефис и апостроф – отдельные символы, под которые следует отводить специальное окно в слове. Также некоторые дети, возможно, ошибутся при поиске шаблонов для слов «ПРОГУЛКА» и «ПРИГОРОК». Как видите, их шаблоны в мешке довольно похожи – состоят их одного числа букв и имеют общие начала «ПР». В отличие от всех остальных случаев, где слова определяются первыми буквами, здесь необходимо смотреть еще и на последнюю букву слов.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 11

Решение необязательной бумажной задачи

Задача 12.  Задача на работу с нашим Словарем, аналогичная задачам 3 и 8. Можно задать детям перед решением задачи вопрос о том, как определить истинность первого и второго утверждений, не заглядывая в Словарь. Можно не давать на него ответ сразу – достаточно, если сильные и средние дети над этим задумаются. Конечно, не заглядывая в словарь можно определить истинность таких утверждений только в том случае, если мы уверены, что слова, о которых идет речь в утверждении в Словаре есть. В противном случае утверждение будет бессмысленным. Сразу скажем, что бессмысленные утверждения в задачах подобных данной вообще не встречаются. Тем не менее, если ребенок может определить истинность утверждений, не заглядывая в Словарь, в конце он все равно должен заглянуть в Словарь, чтобы проверить свое решение (и заодно убедиться, что ни одно утверждение не теряет смысла).  Среди данных утверждений одно ложно, а остальные – истинны.

Задача 15. Знакомая детям задача на поиск одинаковых мешков (см. комментарии к задачам 1 части: 105, 115, 127).

Задача 17. Эта задача аналогична бумажной задаче 13. Здесь, как и в задаче 13, в Словаре отыскиваются ровно два подходящих слова – ПЕРВЫЙ и ПЯТЫЙ.