Фальконе, Этьен-Морис. Амур грозящий. Начало XIX века

Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. У его ног лежат роза и колчан со стрелами. Лукаво улыбаясь, левой рукой он достает стрелу из колчана. Указательный палец правой руки Амур поднес к губам.

Скульптор необыкновенно убедительно передает естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовский взгляд, пальчик, приложенный к губам, - все это словно подмечено в жизни. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Статуя "Грозящий Амур" является, пожалуй, самым популярным произведением Фальконе.

Гипсовая модель статуи была впервые представлена в Салоне 1755 года. В 1757 году скульптор повторил эту работу в мраморе по заказу маркизы Помпадур для ее отеля д'Эврё в Париже.

На пьедестале статуи было помещено двустишие Вольтера:

"Кто бы ты ни был, вот твой господин, Он есть, он был и будет им".

За эту статую Фальконе получил звание академика. Статуя неоднократно повторялась в различных вариантах, как при жизни скульптора, так и последующие годы. Вариант, принадлежащий Радищевскому музею, исполнил в конце XIX века мастер Императорского фарфорового завода А. Лукин.

Справочные материалы

Фальконе, Этьен-Морис, Falconet, Etienne-Maurice. 1716, Швейцария - 1791, Париж.

"Человек одаренный, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и не совместимыми с гениальностью… У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, ласков и резок, нежен и жесток; он месит глину и мрамор, читает и размышляет; он - философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему". Такую характеристику дает Фальконе его друг Дени Дидро.

Этьен-Морис Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж.-Б. Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Первая крупная самостоятельная работа Фальконе - "Милон Кротонский", выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Роха, скульптуры "Музыка" для украшения замка Бельвю, "Садовница" для замка Кресси, гипсовый барельеф "Охота на уток" для замка св. Губерта. Тогда же им была начата статуя "Зима", заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, - две мраморные статуи "Грозящий Амур" и "Купальщица". В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли "периодом Фальконе в мануфактуре". Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.

В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. В "Pазмышлениях о скульптуре" он писал: "Натуру живую, одушевленную, страстную - вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне". В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.

В 1766 году по рекомендации философа Дени Дидро и русского посланника во Франции Д.А. Голицына, Екатерина II пригласила Фальконе в Россию для создания памятника Петру I.

Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера "История России при Петре Великом". Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника - Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Он увидел в царе, прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Он объяснял свой замысел: "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны ... Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема побежденных им трудностей. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале - вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гения он преодолевает их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел".

В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Для этого понадобились знания анатомии лошади, и он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Он задумал его в виде гранитной скалы. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров - "Гром камень". Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, несколько недель длилась перевозка, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью "Дерзновению подобно". Монолит обработали до нужных размеров, и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках "Петру первому Екатерина вторая лета 1782".

В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала, и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Под копытами коня Фальконе поместил змею. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как "побежденную зависть". Она является аллегорией, "возвышает мысль" и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость.

Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину. Он умер в 1791 году.

Амур (римск. Amor, греч. - Эрот) - в римской мифологии божество любви.

Статуя "Грозящий Амур" является, пожалуй, самым популярным произведением Фальконе.

Гипсовая модель статуи была впервые представлена в Салоне 1755 года. В 1757 году скульптор повторил эту работу в мраморе по заказу маркизы Помпадур для ее отеля д'Эврё в Париже.

На пьедестале статуи было помещено двустишие Вольтера: "Кто бы ты ни был, вот твой господин, Он есть, он был и будет им".

За эту статую Фальконе получил звание академика. Статуя неоднократно повторялась в различных вариантах, как при жизни скульптора, так и последующие годы.

Авторскими вариантами считаются:

2 экземпляра в мраморе - Лувр (Париж; высота 91,5 см) и Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург; высота 85 см);

3 экземпляра из мягкого фарфора (бисквит) - Музей Севра;

2 из мягкого фарфора (бисквит) и

1 из твердого (бисквит) - Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург);

1 - в Метрополитен-музее (Нью-Йорк);

3 - в Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Лукин, Анатолий Михайлович. Скульптор-формовщик. Из потомственных мастеровых завода, сын скульптора, ученика А.К. Шписа, Михаила Лукина. Работал на Императорском фарфоровом заводе с 1876 года. По свидетельстве современников, "мастер-отминальщик А. Лукин виртуозно владел своей профессией", и созданные им произведения "служат примером высочайшего профессионализма, не имеющего аналога в мировой практике производства фарфора".

Фарфор - (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Очень пластичный материал. В XVIII веке был одним из наиболее популярных материалов в европейском декоративно-прикладном искусстве. Тайну изготовления фарфора впервые открыли китайцы, вероятно, уже в VII веке. Сочетание сверкающей белизны поверхности, твердости и хрупкости, возможности проработки тончайших нюансов, элементов, деталей, обеспечило этому материалу большую популярность. С XVI века, когда образцы китайского фарфора попадают в Европу, начинаются непрерывные попытки овладеть техникой фарфора или хотя бы приблизиться к применяемым им приемам и формам. Только в самом начале XVIII века в Европе, сначала в Дрездене, а позднее в Мейсене мастерам удалось создать настоящую фарфоровую массу.

Бисквит - дважды обожженный, особо приготовленный фарфор с матовой поверхностью, не покрытый глазурью. В эпоху рококо, а затем и в эпоху классицизма пользовался не меньшей популярностью, чем фарфор.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева