Географический конструктор как способ построения индивидуальных образовательных маршрутов в  географии

 

В настоящее время, согласно примерным программам по географии, учебники вне зависимости от авторских коллективов построены по одному тематическому ходу:

6 класс  изучение отдельных оболочек Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка). Через знакомства учащихся с этими оболочками школьники изучают особенности природных компонентов Земли (рельеф, воды, почвы, климат, животный, растительный мир).

7класс – краткое изучение основных процессов Земли (тектонические, рельефообразующие, геологические, климатические, гидрологические, почвообразование) и на этой основе комплексное изучение природы и Человека каждого в отдельности  материка и океана. В ходе изучения этого материала школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи между отдельными компонентами природы и Человеком.

8 класс – изучение природы  и населения России. Фактически в восьмом классе школьники используют на «новом витке» все известные им знания и умения из изученного раннее материала (характеристика природных объектов, изучение природных процессов, изучение антропогенного фактора влияния на природу).

Такое линейное построение школьного курса географии для большей части педагогов и школьников однообразно и малоинтересно.

Согласно  Федеральному компоненту государственного стандарта о географии учащиеся на выходе из основной школы должны[1]:

знать/понимать

·                   основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·                   географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

·                   географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                   специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·                   природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                   находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                   приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

·                   составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                   определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·                   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                   ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

·                   учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                   наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                   решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                   проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

Однако  анализ содержания тестов по географии для 9 класса, ЕГЭ для 11 класса показывает, что пока эти тесты не отражают требований государственного стандарта по географии 2004 года.

А возможно ли достижения новых результатов другими способами и средствами, использую другие подходы к изучению географии? С нашей  точки зрения, ответ однозначный – «Да». Это становится возможным, если педагогам и учащимся создать условия для конструирования своих «ходов» в школьном курсе географии при обязательном выходе к концу основной школы на запланированный госстандартом  результат.

Таким  условием может стать  наш  электронный  географический конструктор.

Все мы знаем, что наши дети разные и способны по-разному воспринимать мир, по-разному использовать те способности, которые дала им природа. Есть дети, которые могут воспринимать материал только через его наглядное созерцание и для которых  схематизация, например, природных процессов, практически недоступна. Другие дети спокойно работают со схемами, моделями и с их помощью могут  сами устанавливать необходимые связи и отношения в изучаемом объекте. Третья группа детей пока сами не сделают своими руками им трудно разобраться в «теоретическом» материале. Исходя из этого, почему бы не дать возможность самим детям выбирать тот материал, с помощью которого он будет изучать ту или другую  тему?

Приведем ряд  примеров.

Тема  7 класса «Литосфера и ее строение». В этой теме учащиеся рассматривают вещественный состав и строение литосферы, гипотезы ее происхождения, а также происхождение рельефа и  формы его размещения по Земле.

Возможности нашего «Конструктора» могут позволить учащимся и учителю построить изучения этой темы по нескольким параллельным линиям (маршрутам):

 Первая линия – моделирование с использованием модели размещения тектонических структур на Земле.   Ресурс представляет собой некоторую картографическую «заготовку», с помощью которой быстро можно создать модели размещения  современных тектонических структур Земли  на идеальном материке и в океане. Для этого, учащимся предлагаются задачи, результатом решения которых будут 4 карты: «Карта тектонических структур идеального материка (и океана), рельеф материка (и океана). Через моделирование тектонических структур на идеальном материке и океане школьники могут  установить закономерности в размещении тектонических структур на Земле, установить связи между тектоникой (строением земной коры) и размещением основных форм рельефа на планете.

«Продукт»  работы  детей этой линии –  карты тектонических структур и рельефа на идеальном материке и океане (т.е. общая схема).

 Вторая  линия -  картографирование. В этой линии  учащиеся  работают  с современными картами «Тектонические структуры Земли», «Геологическая карта», «Палеогеографические карты отдельных периодов развития Земли», «Физическая карта мира». Учащиеся  на основе сопоставления  карт устанавливают основные закономерности размещения основных форм рельефа Земли, причины существования тех или иных форм рельефа.

«Продукт»  работы детей этой линии – таблица причинно-следственных связей между тектоническим строением  и формами рельефа Земли.

Третья линия – работа  с текстами. Школьники, которые изберут эту линию работы,  вынуждены будут рассмотреть ряд текстов с разными гипотезами происхождения земной коры, основных форм рельефа (гипотеза дрейфа материков, теория литосферных плит, теория геосинклиналей, пульсирующая гипотеза). На основе анализа разных подходов к происхождению тектонических структур и форм рельефа, их размещения по территории Земли  школьники пытаются сформулировать свое представление о строении земной коры, формах рельефа и их размещения по Планете.

«Продукт»  работы детей этой линии – начало конструирования геохронологической таблицы Земли.

Четвертая  линия – конструирования  динамической модели  движения литосферных плит. Эта линия для тех ребят, которые любят  работать  руками (возможен и компьютерный вариант движения литосферных  плит). Через конструирование школьники устанавливают  причинно-следственные связи между тектоникой и формами рельефа.

«Продукт»  работы детей этой линии -  динамическая  модель движения  материков (литосферных плит)

Таким образом, разные путями школьники могут прийти к одному и тому же результату – связи между  тектоническим строением и рельефом Земли, закономерностям размещения основных тектонических структур и форм рельефа на Земле.

Далее, минуя  изучения  отдельных  материков, школьники самостоятельно на основе выявленных  закономерностей могут  установить особенности тектоники и рельефа любой территории ( и материков, и океанов, и отдельной страны (например, России).

Другой  путь  использования наших материалов «Конструктора»  при изучении отдельных материков, как дополнительный материал к существующим  учебникам. В рамках «Конструктора» материала на порядок больше, чем может содержать учебник, что позволит на разном уровне освоить  текущий материал.

Наличие  большого количества  заданий и упражнений позволит ученикам и учителю отбирать те задания, которые посильны школьникам, учитывать их  интересы и наклонности.

Содержание  каждой линии  формируется  учеником или учителе для урока с помощью  миниконструкторов, расположенных   в верхней  части страницы сайта и инструментальных папок, в которых и расположен необходимый материал, а также материал из Интернета и других источников. Каждый учитель и ученик после конструирования   своей темы может ее сохранить, далее редактировать, добавлять и после этого отсылать другому человеку,  размещать на своей странице программного продукта «КОД».

По окончании учебного года могут получиться  разные «учебники» как у школьников, так и у педагогов. Эти «учебники» в последствии  могут стать сами предметом изучения и редактирования. С помощью географического конструктора можно устраивать презентацию  своих материалов всем участникам образовательного процесса.

Таким образом, с помощью «Конструктора» любой школьник может двигаться в учебном материале по своему, учитель может выстраивать учебный процесс вариативно в зависимости от класса. Данный «Конструктор» увеличивает роль индивидуальной, групповой самостоятельной работы учащихся по предмету, превращает урок в классе местом  планирования  такой работы и обсуждения ее результатов.



[1]  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. География, 2004.