АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ

(1803-1858)

 

Русский композитор, скрипач, пианист и педагог родился в Москве 3 сентября 1803 года в семье крепостного музыканта, известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева. Отец в течение многих лет руководил крепостным оркестром графа В.Г.Орлова в имении «Отрада» под Москвой. По отзывам современников, этот оркестр был одним из лучших в начале XIX века. Александр Гурилев обучался музыке под руководством отца, с юных лет играл в оркестре на скрипке, альте. Помимо этого он брал уроки фортепиано у Дж. Фильда и у И.Геништы занимался теорией музыки.

В 1831 году семья Гурилевых получила вольную и смогла приписаться к обществу московской Ремесленной управы. С тех пор Александр Гурилев смог целиком отдаться любимой профессии, он много сочиняет, выступает в концертах, дает уроки игры на фортепиано. К этому времени относится и его знакомство с Варламовым, приехавшим в Москву в начале 30-х годов. Постепенно Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог, его романсы обрели широкую популярность. Однако, несмотря на успех, всю жизнь провел в трудных материальных условиях, и в последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием.

Умер Гурилев 11 сентября 1858 в Москве.

 

Среди двух жанров, составляющих творческое наследие композитора, - романсов и фортепианных пьес, - первое место бесспорно принадлежит вокальной лирике. В течение двух десятилетий активной творческой жизни было создано большое количество песен, романсов и обработок подлинных народных напевов. Из них опубликованными оказались 90 авторских, оригинальных произведений и сборник «Избранных народных песен» (1849 г.), включающих 47 образцов из песенного репертуара того времени. Наиболее полное представление о его вокальном наследии дает двухтомное собрание, составленное в 1982-1983 годах Е.А.Стемпневской на основе изданий XIX века - Стелловского, Бернарда, Юргенсона, Гутхейля. Автографы композитора сохранились в небольшом количестве, и установить точную хронологию всех его сочинений невозможно.

Ряд произведений написан на стихи Алексея Кольцова, в них отразились лучшие черты художественного облика Гурилева, созвучные таланту поэта. Это скорбные элегические настроения, мягкий и задушевный лиризм. Неразделенная любовь, тоска одиночества, мечты о счастье – обычные мотивы этих песен: «Колокольчик», «Вьется ласточка», «Не шуми ты, рожь» и другие. Глубоко волновала композитора тема женской доли. В песнях «Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик» он запечатлел обаятельные образы русских девушек, родственные лирической поэзии Кольцова, Н.Г.Цыганова, портретной живописи А.Г.Венецианова и В.А.Тропинина. По стилю «русские песни» приближаются к бытовому романсу. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного вальса: простой аккомпанемент гитарного типа подчеркивает мерную трехдольность движения.

 

Большое место в наследии Гурилева занимают различные жанры фортепианной музыки: вариации, танцевальные миниатюры. Широко разрабатывает популярные танцы своего времени – польку, вальс, мазурку, полонез. Его вариации на народные темы отличаются широким разнообразием фортепианной фактуры, виртуозные пассажи сочетаются с лирической задушевностью и напевностью. С особой полнотой эти качества проявились в вариациях на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди».

 

Искусство Александра Львовича Гурилева включено в общий процесс русской музыкальной культуры как один из существенных этапов ее развития. Многие из его произведений стойко выдержали испытание временем и достойны самой лучшей оценки наших дней.