Д.А. Татищев. Тройка. II половина XIX века

Дворянский род Татищевых, известный с 15 века, дал России знаменитых ученых, дипломатов, политиков. Большинство представителей рода были военными: служили в гвардии, получали награды, становились генералами. Дмитрий Александрович Татищев (1827-1878) продолжил семейную традицию, стал гвардейским офицером, через несколько лет возглавил лейб-гвардии Гродненский гусарский полк и получил звание генерал-майора. Выйдя в отставку, с 1867 года генерал Татищев поселился в Париже, где познакомился с художником Н.Е. Сверчковым и под его влиянием стал заниматься живописью. В середине 19 века Николай Егорович Сверчков прославился благодаря множеству картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты на фоне среднерусских пейзажей. В расцвете своей популярности он стал выставляться в парижских салонах, где имел успех у французской публики. Знаменитого художника-анималиста Сверчкова и генерала-кавалериста Татищева объединила страсть к лошадям. Вскоре стали появляться на парижских выставках и анималистические картины его протеже художника-любителя Татищева.

Излюбленной темой большинства картин Татищева стали лихо скачущие по российским просторам тройки. В 19 веке тройка пользовалась любовью русских людей и вызывала удивление иностранцев, находивших, что нет более лихой езды, чем русская троечная. Образ безудержно мчащейся тройки навсегда стал ассоциироваться с Россией с легкой руки Н.В. Гоголя: "Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться..." Тема русской тройки нашла широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре, ей посвящено более ста романсов и песен. Изображения троек пользовались необыкновенной популярностью, многие художники не могли пройти мимо такого яркого образа, не оставил он равнодушным и бывшего гусара Д.А. Татищева.

В "Тройке" из Радищевского музея на первом плане изображен легкий экипаж, который мчится по сельской дороге, оставляя за собой клубы пыли. Для Татищева было важно в этой картине передать повышенную динамику, экспрессию, скорость. Потому художник строит композицию, подчиняясь жесткому ритму диагональных линий, которые направлены из верхнего левого угла картины к правому нижнему. Этому направлению следует сама тройка с вытянутыми силуэтами лошадей, ей вторит линия обочины и очертания нависающих туч. Эмоциональное звучание картины усилено контрастным резким цветовым решением с доминирующим красным пятном рубахи возницы, светло-серой окраской лошадей, темным цветом обочины и насыщенными оттенками облачного неба. Создавая "Тройку" в Париже, Татищев счел необходимым обозначить детали, непременные атрибуты русского пейзажа: слева у дороги стоит деревянный голубец - киот с иконой, а справа вдалеке виден силуэт небольшой церкви.

Русская тройка как тип конной упряжки известна с 18 века. Почтовая тройка в силу своих достоинств - высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, получила широкое распространение. В последней трети 18 - начале 19 века тройка была официально узаконена для перевозки по дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. При этом тройка запрягалась в сани, телегу, кибитку, тарантас, иногда в возок, но никогда в карету. Настоящего расцвета в повсеместной популярности русская тройка достигла в первой половине XIX столетия.

Русская троечная упряжь, не имеющая аналогов в мире, исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Еще одна особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда выглядит очень гармонично и красиво. Для почтовых троек таких строгих требований не предъявляли. Ямские тройки подбирались из лошадей разных пород, обладавших силой, выносливостью и достаточной резвостью. Однако от троек любительских, как их называли "охотницких", требовалось, чтобы вся тройка была одной масти, а лошади шли нужными аллюрами. У Татищева на картине изображена именно такая тройка, где все лошади серые в яблоках, коренной рысак идет с высоко поднятой головой, а пристяжные стелются в галопе. Помещики, владельцы лучших троечных упряжек, гордились ими и часто устраивали импровизированные бега по проселочным дорогам. Подобное соревнование показано в "Тройке", об этом говорит появление на втором плане еще одного экипажа, догоняющего первый.

Безудержная скорость, смелость, феерическое разнообразие эмоций - все это так близко каждому русскому человеку, и все это дарит езда на летящих тройках. Потому русская тройка, олицетворявшая как русскую удалую душу, так и русскую широкую природу, превратилась в своеобразный символ России.

Справочная информация

Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева