У: Как узнать, кто прав? (из предыдущего обсуждения)
На доске и в тетрадях записывается: «Как проверить: 1) изменяется ли количество воздуха при дыхании?»
Ученики предлагают способы узнать, меняется ли количество выдыхаемого воздуха по сравнению с вдыхаемым.
Саша: надо подышать в пакетик.
У: и объем пакетика будет изменяться или оставаться одинаковым?
Саша: изменяться, но периодически.
У: есть ли другие способы?
Д: несколько раз выдохнуть во что-нибудь, узнать, сколько всего, и разделить на число выдохов.
- И что мы узнаем?
Д: нырнуть и задержать дыхание.
У: так мы узнаем только объем легких, но не узнаем, сколько вдохнули.
Д: на стекло можно выдыхать, там капельки получаются (больше или меньше).
- Мы не узнаем, сколько вдохнули.

5. Как изменяется при дыхании количество воздуха?

опыт, начало

Останавливаемся на способе с пакетиком. Учитель предлагает шарик. (В одном из классов возник по ходу дела вопрос о том, что до конца мы не выдыхаем, когда дышим обычным образом. Учитель рассказал о жизненной емкости легких. Дети попробовали произвести обычный вдох и полный вдох, обычный выдох и полный выдох) Учитель приглашает Сашу к доске и дает ему шарик. Обсуждается, что нужно делать, проводя опыт с шариком.

У: Что сначала?
Д: Вдохнуть.
У: С шариком или без шарика?
Д: Без шарика. А потом выдохнуть в шарик. А потом вдохнуть обратно.
У: Из шарика?
Д: Да.
У: За чем нужно следить?
Д: Чтобы не выпустить воздух из шарика мимо.
У: А когда мы будем вдыхать обратно воздух из шарика, мы чем будем вдыхать?
Д: Ртом.
У: А мы только ртом дышим?
Д: Нет, еще носом. Нос надо заткнуть.

опыт, продолжение  опыт, конец

Проводится опыт с шариком, результаты опыта фиксируются на доске и в тетрадях. Учитель предлагает детям самостоятельно записать вывод из опыта в тетрадях. Проходит и проверяет записанный вывод.
У: дети, что такое вывод?.
Д: ответ на вопрос.
У: на какой?
Д: который у нас записан.
У: В выводах может быть написано: «шарик сдулся» - но тогда вывод не отражает смысл опыта.
Может быть вывод такой: «воздуха не стало больше»? А меньше? Этот вывод не корректен.
То, что мы наблюдаем, - это результат опыта. А вывод, отражающий смысл опыта, можно записать так: объем выдыхаемого воздуха примерно равен объему вдыхаемого.

вывод вывод