Урок 4. Все разные

План урока

  1. Работа с листом определений «Все разные».
  2. Решение обязательных бумажных задач 25–29.
  3. Решение электронных задач 183–187.
  4. Решение необязательных бумажных задач 30, 31.

Работа с листом определений «Все разные»

Данный лист определений посвящен еще одной нашей договоренности. Здесь мы договариваемся о том, что мы будем иметь в виду, говоря «все разные» или просто «три (четыре, пять и т.д.) разных». Вначале поясним, почему это выражение требует дополнительной договоренности. Как вы помните, мы не вводили дополнительной договоренности для выражения  «все одинаковые», поскольку использовали его ровно в том же значении, что и «две одинаковые». С выражением «все разные» не все так просто. Дело в том, что мы употребляем выражение «две разные» как «не одинаковые». Перенос такого значения на несколько объектов может порождать некоторую путаницу. Ведь три фигурки могут быть «не одинаковыми» по-разному. Так будет в том случае, когда две из них будут одинаковые, а третья – не будет такой же. Так же будет и в случае, когда все три фигурки будут разными, то есть ни одной пары одинаковых фигурок среди них не будет. Для нас наибольший интерес представляет как раз второй случай – когда среди объектов вообще нет пары одинаковых. Именно в этом случае мы будем говорить, что все объекты разные. Во всех остальных случаях мы будем писать просто, что объекты не являются одинаковыми. Например, утверждение «Здесь все фигурки одинаковые» - ложно.

Это первый лист определений во 2 классе, который содержит новый материал. Поэтому мы советуем работать с ним так же, как дети привыкли работать с листами определений в 1 классе. Сначала  дети самостоятельно читают текст листа определений, рассматривают иллюстрации. Затем если у учащихся появились вопросы, учитель отвечает на них. Если – нет, ребята переходят к решению задач. Общее обсуждение по инициативе учителя происходит только в том случае, если на листе определений есть какие-то сложные места, на которые необходимо обратить внимание детей. В данном случае без общего обсуждения вполне можно обойтись. Мы считаем, что гораздо полезнее обратиться к листу определений в индивидуальном порядке с ребенком, у которого возникли проблемы при решении задач.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 25. Первая задача на новый лист определений, на нее нужно обратить особое внимание, но не давать никаких общих пояснений, а работать с ребятами индивидуально. Если ребенок обвел не те фигурки, то лучше всего для начала попросить не сделать качественную, неформальную проверку (по указанию, которое дано в задаче) и отправить его снова к листу определений. При этом ребенок должен выделить главное – среди фигурок, про которые мы говорим «все разные» не должно быть пары одинаковых фигурок. Покажите две одинаковые фигурки в решении ребенка. Ребенок должен понять, что такого быть не должно. Вообще-то данная задача имеет много решений, но набор фигурок во всех этих решениях должен быть один и тот же: груша, яблоко, лимон. Как видите, мы специально разметили фигурки на странице так, чтобы обвести три разные фигурки случайно было бы сложно.

Задача 26. Обычно в наших задачах искать разные фигурки легче, чем одинаковые. Но здесь набор объектов таков, что цифры нужно выделять из набора букв, а среди цифр  много одинаковых. Если слабый ребенок совсем запутался, можно предложить ему перебор по следующему алгоритму. Просматриваем цифры, выделяя их из букв и сравнивая с теми, что уже обведены. Например, находим первую в первой строке цифру – «5», обводим ее. Теперь следующую по ходу цифру сравниваем с обведенной. Она такая же, значит, она нам не подходит, ведь среди обведенных не должно быть одинаковых цифр. Поэтому цифру мы просто помечаем (галочкой или вычеркиванием), как просмотренную и переходим к следующей по ходу цифре. Это цифра 9. Она и цифра 5 – разные. Значит, цифру 9 тоже нужно обвести. Теперь все следующие цифры мы сравниваем уже с двумя обведенными цифрами и так делаем до тех пор, пока обведенных цифр не станет пять. Если ошибку допустил сильный ребенок, ему достаточно указать на пару одинаковых цифр среди обведенных, а свою ошибку пусть исправляет сам.

Здесь у вас может возникнуть одна дополнительная проблема – кто-то из детей посчитает цифрой букву О. В таком случае нелишне будет вспомнить внешние различия буквы О и цифры 0. Действительно, буква О более круглая, а цифра 0 – более вытянутая. , В спорных ситуациях будет достаточно обратиться к соответствующему листу определений из курса 1 класса.

Эта задача помечена значком компьютера, поскольку аналогична электронной задаче 184. В случае дефицита времени эту задачу на уроке можно пропустить (решив электронную задачу 184) и оставить ее на дом.

Задача 27. Здесь как сильному, так и слабому ребенку желательно просто указывать на ошибку, но не подсказывать ему путь решения. В случае затруднения попросите ребенка еще раз вернуться к листу определений. Поскольку в левом окне должны быть круглые бусины, то все они будут разных цветов, иначе среди них окажется две одинаковые. В правом окне все бусины должны быть синими, значит, все они будут разных форм. Этот простой вывод сильные дети сделают сразу и сразу построят верное решение. Слабый ребенок тот же результат может получить методом проб и ошибок, рисуя бусины и проверяя отсутствие пары одинаковых бусин. Поэтому мы и не советуем здесь помогать ребенку слишком много.

Задача 28. Задача на повторение понятий «есть», «нет». Она аналогична задаче 22 из предыдущего урока, только теперь задача обязательная. Тем не менее, вы можете использовать советы, которые мы давали в комментарии  к задаче 22.

Задача 29. Задача на повторение темы «Одинаковые (такая же)», а также понятия «все». Как и в любой задаче со словом «все» здесь необходим полный перебор. Букв таких же как буква-образец в данном наборе оказывается пять.

Решение электронных задач

В этом уроке ребята вспоминают еще один электронный инструмент – библиотеку фигурок (бусин). Напомним, что объекты берутся из библиотеки лапкой и переносятся на рабочую часть задачи (чаще всего окно) ровно так же, как при выполнении действия «положи в окно» (подробней см. комментарии к курсу 1 класса).

Задача 183. Здесь дети впервые во 2 классе работают с библиотекой (бусин). Как и во многих других задачах, библиотека здесь не уместилась на рабочей странице. Поэтому, проходя по классу, убедитесь, что все дети помнят, как просмотреть библиотеку бусин. Для этого вверху и внизу библиотеки есть специальные кнопки прокрутки («вверх» и «вниз»). В данном случае все бусины должны быть квадратными и все они должны быть разными. Поэтому все бусины в окне должны быть разного цвета. Как видите, эта задача несколько напоминает бумажную задачу 27, но мы не советуем ее пропускать, поскольку здесь очень важно повторить работу с библиотекой бусин.

Задача 184. Как и в бумажной задаче 26, здесь много одинаковых букв, поэтому кто-то из слабых ребятишек может запутаться. В таком случае воспользуйтесь рекомендациями, которые мы давали в задаче 26.

Задача 185. Эта задача пограничная с курсом русского языка, поскольку в ней используется дополнительная лексика, не входящая в наши основные понятия – «гласная буква». Надеемся, что все дети владеют данным понятием, при необходимости его можно вспомнить в индивидуальном порядке. В остальном, задача похожа на многие задачи этого урока. Детей, которые допустили ошибки, стоит спросить, выполняли ли они второе задание, то есть проверку. Если – да, то попросите их пояснить подробно свои действия в процессе проверки, если – нет, сделайте проверку вместе.

Задача 186. Здесь дети снова работают с библиотекой фигурок и понятием «все разные». Желательно, чтобы с этой задачей дети справились полностью самостоятельно, ведь в ней нет ничего содержательно нового.  Как видите, эта задача граничит с курсом окружающего мира, но мы надеемся, что ваши дети легко смогут отличить птиц от рыб.

Задача 187. На первый взгляд задача кажется довольно запутанной, поскольку фигурок довольно много и все они одинаковые. Однако решение можно построить очень просто – взять один и тот же квадратик в каждой фигурке (например, последний во второй строке) и раскрасить все такие квадратики в разные цвета. Фигурок у нас всего 8, поэтому цветов нам хватит. Теперь оставшиеся квадратики можно раскрашивать как угодно, фигурки в любом случае останутся разными.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 30. Несложная задача на закрепление нового листа определений. Ее стоит предложить ребятам, которые испытывали затруднение с задачами 25–27. Также эта задача подойдет в качестве домашней работы.

Задача 31. Как видите, фигурки отличаются только числом и месторасположением пуговок на комбинезонах клоунов. У одного клоуна пуговка справа, у другого – слева, у третьего – их две. Эти три ситуации и дают три разные фигурки. Как и предыдущую, эту задачу можно предложить ребятам на дом.