Ф.С. РОКОТОВ. ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II. 1763

В 1762 году все художественные силы России были привлечены к оформлению коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II (1729–1796). Двадцатисемилетнему живописцу Ф.С. Рокотову была оказана особая честь: ему было поручено написать парадный портрет императрицы, где она впервые предстала во всех регалиях царской власти.

По своему построению и пониманию образа это произведение отличается от традиционных парадных портретов. Написанный в ту эпоху, когда в Россию из Франции проникают просветительские идеи, он сохраняет присущие императорскому портрету торжественность и представительность и в то же время отражает новые тенденции в культурной жизни России. В начале своего царствования Екатерина была увлечена новыми философскими идеями. Она издала ряд прогрессивных для того времени указов, вела активную переписку с французскими просветителями – Вольтером, Дидро и другими. Просветительские идеи, без сомнения, сыграли значительную роль в создании новой формы парадного портрета.

Сидящая в кресле прекрасная царственная женщина величественным и грациозным жестом как бы обращается к некоему собеседнику. Это сообщает образу некоторую динамику, что было ново для парадного портрета. И в то же время благородная осанка государыни, ее отточенный, напоминающий античную камею профиль, изображение императорских регалий, традиционный для парадного портрета фон с колонной и драпировками образуют торжественную композицию, придает образу идеальный, вневременной характер.

Портрет Екатерины II принес Рокотову успех и признание. Он неоднократно копировался и им самим, и другими художниками.