И.И. РЕПИН. Портрет М.П. Мусоргского. 1881

В русском искусстве второй половины XIX века главной движущей силой был интерес к психологии человека во всей ее динамической сложности и противоречивости характера, что нашло яркое выражение в литературе. В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. Галерея выдающихся современников, исполненная И.Е. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Когда художник обращается к изображению выдающейся личности, он, естественно, создает исторический портрет, преследуя цель передать реальный облик модели и в тоже время акцентировать род занятий, раскрыть глубинную суть талантливой личности. Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М.П. Мусоргского (1839–1881) для потомков. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность.

Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Таким образом, Репин писал портрет не просто выдающейся личности, и не просто хорошо знакомого человека, а во многом единомышленника в искусстве. Но главным для художника была жизненная правда. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. Не расчесанные волосы и борода, небрежно запахнутый халат, одутловатое, красное лицо опустившегося человека – Репин ничего не делает для того, чтобы как-то приукрасить модель. На этом лице живыми остались лишь глаза. Во взгляде Мусоргского художнику удалось выразить тот момент, когда вся жизнь проходит в сознании человека, когда человек способен за доли секунды трезво оценить весь пройденный путь, когда он остается один на один с собой без лжи и самообмана. Резкий контраст между этим взглядом и всем обликом Мусоргского создает трагическую напряженность образа, наделяя его психологически сложным душевным движением при внешней неподвижности.