Каспар Питер Вербрюгген Младший. Флора. 1695

Каспар Питер Вербрюгген Младший был одним из самых блестящих мастеров фламандского натюрморта. Он член известной династии художников, учился живописи у своего отца, также мастера цветочных натюрмортов К. П. Вербрюггена Старшего.

"Флора" создана Вербрюггеном Младшим в 1695 году, в период блестящего творческого расцвета. Он был очень плодовитым художником, но подписывал лишь немногие работы - те, которые считал лучшими. "Флора" - одна из них, образец виртуозного мастерства Вербрюггена Младшего. Эта картина представляет собой характерный пример фламандского натюрморта эпохи барокко - великолепного, пышного, виртуозного стиля, отражающего вкусы богатых заказчиков того времени.

Цель такого искусства - украшать, доставлять наслаждение, а также показывать благополучие и процветание владельца. Тема "Флоры" - римской богини плодородия, прекрасно отвечала этим задачам. Все видимые здесь предметы говорят о жизненном успехе: цветы и плоды символизируют процветание, благополучие, любовь к жизни, попугай - редкая, дорогая птица является показателем роскоши и богатства. Свое особое значение имеет также каждый изображенный цветок. И все-таки при выборе предметов для художника главное не их символика, а красота, изысканность сложных цветовых сочетаний. Мастеру прекрасно удается воспроизвести многообразие форм и роскошь красок, показать всю шкалу тончайших оттенков светотени, от глубокой тени до горящего света на лепестках белых и розовых цветов.

Фигуры написаны другим живописцем, предположительно, Питером Эйкенсом (1648-1695). Такая практика сотрудничества различных мастеров была очень распространена в Нидерландах 17 столетия. Так как большинство мастеров специализировалось, как правило, в какой-то одной области - одни писали только пейзажи, другие - цветы и фрукты, а третьи - фигуры. Это вполне понятно, ведь, например, при моделировке цветов мастер использует совершенно иные живописные приемы, чем при изображении обнаженного тела.

Жизнь Каспара Питера Вербрюггена Младшего могла быть стать сюжетом для увлекательного романа. Архивные источники сообщают, что он очень быстро раскрыл свои способности к живописи. В 1676 году, в возрасте 12 лет, был принят в гильдию Святого Луки (гильдию живописцев), а с 1680 года, с 15 летнего возраста, уже сам брал учеников. Вербрюгген Младший неоднократно выбирался деканом Гильдии. Картины его вызывали всеобщее восхищение, и он постоянно получал заказы. Однако уже в 1704 году Вербрюгген совершенно разорился. Один из историков искусства того времени объясняет это легкомысленным образом жизни, который вел этот художник. Он так описывает его день: "День Вербрюггена Младшего начинался в 11 часов утра, когда он покидал свой дом, в парике, причесанном по испанской моде, в ярко-красном плаще и бархатной шляпе. Вместе с друзьями он шел в таверну Святого Антония, где наслаждался кофе и шоколадом. Затем он отправлялся в другую таверну, которая славилась своей тонкой кухней. Возвратившись домой, он занимался живописью, не забывая "взбадривать" себя чаем. Летом его день заканчивался около 6 часов утра прогулкой в порту с посещением кабаре и дружеской вечеринкой в одном кабачке, расположенного неподалеку от биржи. Такой образ жизни привел его к краху". Чтобы оплатить долги, все имущество Вербюггена в 1703 было продано с аукциона. Но этих средств не хватило, и он ночью тайно бежал в Голландию. До 1723 года он жил в Гааге, украшая салоны домов знатных горожан. Однако, несмотря на успешность этих занятий, Вербрюгген совершенно разорился. Полностью обедневший, он возвратился назад в Антверпен, где ему тут же пришли на помощь его коллеги. В сентябре 1723 года по решению декана и эксдеканов гильдии он был принят на должность "мальчика" (ученика-чернорабочего), что давало ему возможность хотя бы скромного существования. Но, чтобы не уронить достоинство того, кто сам неоднократно был деканом гильдии, скромную работу, связанную с этой должностью, поручили одному слуге…."

История Вербрюггена Младшего является ярким примером, показывающим положение художника в обществе того времени. Как видим, образ жизни, который вел Вербрюгген, для художника XVII века считался верхом легкомыслия. Конечно, причина того, что Вербрюгген разорился, заключается вовсе не в том, что он любил кофе, шоколад и хорошую кухню. Ведь при этом он успевал очень много работать! Им написаны десятки сотен (а может быть, и больше) картин. До сих пор значительная часть всех цветочных натюрмортов, представленных на международных художественных аукционах, написана кистью этого мастера. Просто труд художника, даже весьма преуспевающего, оплачивался очень низко и не давал возможности безбедного существования. Именно поэтому самый знаменитый соотечественник Вербрюггена Питер Пауль Рубенс не мог прожить только на доход от своих картин и вынужден был служить на дипломатическом поприще, испанец Диего Веласкес занимал должность придворного церемониал-майстера (устраивал в королевском дворце праздники и церемонии), а большинство голландских мастеров XVII века, как, например, Ян ван Гойен, были брандмейстерами (пожарниками).

"Флора" поступила из собрания Волковых-Муромцевых, имения "Хмелита" Смоленской губернии. Коллекция картин в Хмелите была собрана в сер.19 столетия Хмелиты прадедом последнего владельца Хмелиты князем Н. И. Дондуковым-Корсаковым.

Справочная информация

Аллегория [греч. - иносказание] - в искусстве выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного образа. Барокко (итал. barocco - "странный", "причудливый"; порт. perola barroca - "жемчужина неправильной формы"; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.

Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, театрализация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. В живописи барокко характеризуется динамизмом, "плотскостью" и пышностью форм, самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность.

Гильдия Святого Луки (Sint-Lucasgilde) - цеховые объединения художников, скульптуров и печатников, получившие распространение с XV века в низовьях Рейна и Нидерландах. Гильдия получила название по имени апостола Луки, покровителя художников, который, как считается, первым изобразил Деву Марию.

Натюрморт (фр. nature morte - букв. мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (гл.образом станковой живописи), который посвящен изображению неодушевлённых предметов ( в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики), композиционно организованных в единую группу. Путти (итал. putti, множественное число от putto, буквально - младенец)- изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения, а также 17-18 вв. Путти., совмещавшие в себе черты античных эротов и христианских ангелов, свидетельствовали об утверждении в искусстве чувственного светского начала.

Флора (flos "цветок) - богиня плодородия, цветов и весны, символ цветущей молодости и наиболее радостного времени в жизни человека. С приходом весны властвовала над всеми живыми существами.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева