Тема урока: «Архивное дело № 1382»

         Данный тип урока можно определить как лабораторные занятия или, как его называет сам учитель, - историческое исследование.

         Верны оба названия: школьники работают с большим количеством источников знаний, в т.ч. – первоисточников (налицо – признак лабораторного занятия). На уроке – широка и разнообразна познавательная деятельность. Основная задача учащихся: самостоятельно, опираясь на исторические свидетельства, определить причины отступления князя Дмитрия Ивановича из Москвы перед вторжением хана Тохтамыша в 1382 г., разграбившего и сжегшего ее. Им предстоит пройти путь историка-исследователя.

         Учитель построил занятие следующим образом.

         I фрагмент. 0 – 13.00 – инструктивно-обучающий. Педагог приводит подлинную фразу из летописи (она записана на доске), предлагает прочитать (озвучить) ее и попробовать перевести на современный русский язык.

            С помощью учителя, шаг за шагом, часто ошибаясь в своих размышлениях и предположениях, ученики справились с заданием. При этом учителю удалось достигнуть поставленной цели для этой части урока: ученики убедились, что люди прошлого вкладывали в слова и выражения, порой, совсем другой, отличительный от нынешнего, смысл. Школьники увидели, что и ученые – профессионалы допускали и допускают ошибки, заблуждения в своих изысканиях, что путь исследователя – кропотлив, труден, но и интересен.

         После такой «репетиции» идет II фрагмент: 13.00 – 27.57 – обучение учащихся устанавливать причинно-следственные связи. Ученики получают учебную задачу. Это – исторический текст о том, что московский князь Дмитрий Иванович, прославившийся в Куликовской битве 1380 года, почему-то (?!), получив известие о приближении хана Тохтамыша в 1382 г., со всем своим семейством удалился в Кострому, покинув Москву.

         Это - центральная часть урока. На основе отрывков из летописей, фрагментов исторических исследований В.Ключевского, С.Соловьева, которые анализируют учащиеся, раскрываются причины, повлиявшие на действия героя Куликовской битвы. Умелыми, наводящими вопросами педагог руководит, направляет исследования школьников, в результате чего появляется цепочка (звено за звеном) причин, обстоятельств, предшествующих отступлению князя из Москвы. Эта работа учеников с первоисточниками, активная познавательная деятельность класса уже сама по себе заслуживает высокой оценки. Но это только половина дела, в ходе которого они успешно повторяли научный поиск историков-исследователей, выяснив при этом очевидные, известные причины поступка Дмитрия Ивановича.

 

         III фрагмент – 27.57 – до конца урока. Учебное историческое исследование.

            Перед учениками ставится учебная задача исследовательского характера. Им предлагается для анализа и размышления новые фрагменты текстов летописей, записки современников событий, которые обычно не фигурируют в исследованиях историков. Выясняется сложный характер взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, русских князей и ханов, противоречия в иерархии ханской администрации, обстоятельства личного характера (у Дмитрия Ивановича накануне родился сын).

         Выяснение и осмысление причин, исторических и других обстоятельств позволяют по-новому взглянуть на поступок московского князя.

         Учитель подводит итог исследовательской работе школьников. «Не давайте поспешную оценку, не навешивайте ярлыки… Постарайтесь полнее выявить обстоятельства, события, факты. Стремитесь понять людей другого времени, понять причины и мотивы, которые ими двигали. При этом будьте терпеливыми, толерантными, тогда выводы и оценки будут  точнее, объективнее».

         Данный урок позволил увидеть прекрасное использование первоисточников, что является показателем, прежде всего, реализации принципа научности обучения. Урок – образец организации активной познавательной деятельности школьников на исследовательском уровне, в результате которой развивались умения прослеживать причинно-следственные связи, давать оценки событиям и поступкам исторических личностей. На уроке целенаправленно шло воспитание у школьников интереса к изучению истории, к исторической профессии.