Неизвестный скульптор XIX века. Боргезский борец. XIX век

Статуя изображает обнаженного сражающегося, по всей вероятности, со всадником, воина. Его левая рука, на которой очевидно был надет щит (сохранился только обруч возле локтя) поднята вверх. Правая, сжатая в кулак, в ней, судя по всему, был зажат меч, отведена назад, за спину.

Работа из собрания Радищевского музея является уменьшенной копией античной статуи "Боргезский борец" ("Гладиатор Боргезе"; мрамор; высота 1,99 м), исполненной греческим скульптором Агасием из Ефеса (I век). Скульптору удалось сочетать в фигуре воина одновременно нападение с обороной; воин готовится нанести удар и, в то же время, парировать удар противника. Исполнена статуя с замечательным искусством и знанием анатомии, но лицо воина совершенно бесстрастно, черты выражают напряжённое внимание, но в них нет и следа внутреннего волнения и мысли.

Название свое сттатуя получила по имени первого владельца - кардинала Шипионе Боргезе.

Справочные материалы

Боргезский борец - античная статуя (мрамор; высота 1,99 м) скульптора Агасиаса Эфесского, впервые упоминается в 1611 году в собрании кардинала Шипионе Боргезе. Современные исследователи рассматривают ее как римскую копию с греческого оригинала школы Лисиппа.

27 сентября 1807 года вместе с большей частью коллекции Боргезе она была приобретена императором Наполеоном, шурином князя Камилло Боргезе, и отправлена в Париж, где в 1811 году заняла место в Зале Аполлона во дворце Лувр, носившем тогда название "Музея Наполеона", где находится и ныне.

Агасий - греческий скульптор из Ефеса, работавший в I веке н.э.

Боргезе Шипионе. Шипионе (или Сципион) Боргезе (итал. Scipione Borghese) - итальянский кардинал, меценат, племянник папы римского Павла V (1576, Рим - 2 октября 1633, Рим).

Шипионе Боргезе родился в семье Франческо Каффарелли и Ортенсии Боргезе и вначале носил фамилию Каффарелли. У отца не было средств оплачивать обучение Шипионе, и за его учёбу средства вносил дядя по материнской линии, Камилло Боргезе (будущий папа римский Павел V). После 1605 года, когда Камилло Боргезе взошёл на папский престол, он достаточно быстро присвоил Шипионе звание кардинала, что давало ему право использовать имя и герб Боргезе.

В годы правления Павла V кардинал Боргезе обладал огромной властью в качестве секретаря папы и главы ватиканского правительства. От своего имени и от имени папы Шипионе собирал многочисленные налоги и сборы, приобрёл огромные участки земли для семейства Боргезе. Благодаря своей должности "кардинала-племянника" он скупал за бесценок или конфисковывал произведения искусства. Шипионе Боргезе был одним из главных покровителей и заказчиков Джованни Лоренцо Бернини.

Кардинал Боргезе умер в 1633 году в Риме и похоронен в капелле Боргезе в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Вилла Боргезе была построена в окрестностях Рима в XVII веке кардиналом Шипионом Боргезе, племянником папы Павла V. Окружена огромным парком (3 млн. га). Несметные художественные сокровища ("Боргезский гладиатор" и др.), из которых теперь многое в Лувре и заменено другими, найденными позже, произведениями древнего искусства.

Бронза - старинный материал пластики; изобретена, по-видимому, на Востоке в III тысячелетии до н.э.

Бронза представляет собой очень прочный материал, который легко поддается ковке, чеканке, а в жидком виде - литью. Его получают в результате сплава олова и меди (иногда примешивают цинк или свинец). Чем выше в сплаве процент меди (до 90 %), тем краснее оттенок бронзы; чем больше примеси олова (до 25 %), тем серее или чернее тон бронзы.

Бронза пригодна и для крупной, и для мелкой пластики.

Пустая внутри литая бронзовая статуя легче мраморной. К тому же бронза обладает свойством сцепления частей, поэтому композиция в бронзе может быть свободнее, без замкнутости, свойственной мрамору, с широкими просветами и сложными, далекими от основного стержня ответвлениями.

Кроме того, бронза иначе, чем, например, мрамор, реагирует на воздействие света. Бронза свет не пропускает, но отражает его резкими, яркими бликами. Если очарование мрамора - в насыщенной, пронизанной светом поверхности и в мягком таянии, растворении контура, то главное воздействие бронзовой статуи основано на острых контрастах поверхности и на четком темном силуэте. Так как в мраморе поверхность как бы слегка просвечивает, то в ее обработке важное значение приобретают мягкие переходы внутренней формы. Поэтому мраморные статуи рассчитаны на рассмотрение вблизи и в закрытом пространстве. Бронза, напротив, воздействует резкой трактовкой деталей и общим силуэтом, поэтому бронзовые статуи больше пригодны для помещения на открытом воздухе.

Литье - самая популярная техника обработки бронзы, как и других металлов.

Уже египтяне были мастерами в отливе больших статуй. По-видимому, у них научились этой технике и ее усовершенствовали греки, прежде всего жители острова Самос. В эпоху готики скульпторы отдавали предпочтение камню и дереву перед бронзой. В эпоху Возрождения техника литья из бронзы вновь переживает расцвет. В эпоху барокко опять начинается тяготение к мрамору и дереву, хотя литье из бронзы остается на вооружении у скульпторов, особенно во Франции.

Существуют три основных метода литья из бронзы.

Древнейший метод состоит в том, что металл сплошной массой вливается в пустую форму. Этот грубоватый прием пригоден для изготовления простых предметов (например, оружия) и примитивных идолов с элементарными геометрическими формами.

Два других метода, более совершенных, сохранили свое назначение до наших дней.

Преимущество метода земляной формы или литья по частям заключается в том, что при нем оригинальная модель не погибает и отлив можно повторить. Серьезный дефект этого метода в том, что статуя составляется из отдельных частей и поэтому после отливки должна подвергнуться тщательной дополнительной обработке. Этим методом выполнены греческие статуи архаического периода и бронзовые статуэтки раннего Возрождения, например, произведения Донателло.

Третий метод литья из бронзы, с одной стороны, более опасный для статуи, но зато и гораздо более совершенный, - это работа с помощью воска (так называемый метод "a cire perdue" - буквально 'с потерянным воском', чаще его называют "метод утраченного воска", так как восковая модель скульптора при этом гибнет). Этот метод знали уже в Древнем Египте. Подробно описаный Бенвенуто Челлини в "Трактате о скульптуре" 1568 года, он с тех пор постоянно совершенствовался.

Сущность этого метода состоит в следующем: скульптор готовит модель из глины, ее сушат и обжигают (для прочности); затем покрывают ровным слоем воска такой толщины, какой желательны стенки будущей бронзовой статуи. Покрытая воском модель плотно вкладывается в глиняную форму, в которой проделано несколько отверстий, по ним из согретой глиняной формы вытекает воск. Когда воск вытек, в те же отверстия наливают расплавленную бронзу. После того как форма остыла, ее разбивают. Необходима исключительная точность при обкладке модели восковым слоем, так как если слой окажется неровным, то и бронза будет неравномерно твердеть и могут возникнуть трещины. Недостаток этого метода в том, что гибнет восковая модель художника; его преимущество в том, что с абсолютной точностью воспроизводятся все нюансы модели.

Патинирование. Бронза меньше чем другие материалы, как, например, мрамор или дерево, поддается воздействию времени и сырого воздуха. Можно даже сказать, что она выигрывает, если долго находится на открытом воздухе - сплав оксидируется и приобретает приятный зеленоватый, голубоватый, коричневый или черноватый оттенок, - то есть покрывается патиной. Вместе с тем, патина на бронзе может быть вызвана и искусственно, причем разные эпохи в истории скульптуры оказывают предпочтение различного рода патинам.

В одни - стремятся подчеркнуть бронзовый, металлический зеленоватый тон статуи, в другие, напротив, его скрывают, изменяют, используя для этой цели асфальт, светлый лак, розоватый, золотистый тон и т.п.

Щетина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева