Д. Бортнянский

Херувимская № 7

 

Д. Бортнянский являет собой вершину хоровой музыки a cappella. В конце XVIII века этот жанр хорового  пения становится основной сферой его деятельности. Творческое наследие композитора составляет  свыше 100 хоровых сочинений, в том числе 35 четырехголосных хоровых  концертов и десять  концертов для двух  хоров. Крупнейший русский музыковед Б. Асафьев писал о  хоровом творчестве Д. Бортнянского: «Бортнянский выработал сохранившмй свою  силу на несколько  поколений вперед гамофонно-гармоничский стиль с характерными  оборотами. Эти  типичные обороты не только попали  к Глинке, но и дальше к Чайковскому, Римскому-Корсакову и Бородину». Именно  Бортнянскому удалось суммировать и обобщить  большой опыт хорового письма, накопленный в течение целого  столетия.

Наряду с многоголосными хорами, Бортнянский писал и одночастные хоры для двух- и трехголосного хора. Эти хоры он создавал в разные  периоды своей жизни и разные  причины побуждали  его к этому. Один из одночастных хоров Бортнянского «Херувимская». Если для распространненного в его время так называемого партесного стиля характерна концертная трактовка «Херувимской» в виде крупного многочастного произведения, то Бортнянский возвращается к простой строфической форме. Для большинства его «Херувимских» (их  у него написано  семь) характерны возвышенная простота, величавое спокойствие, разнообразность формы.

Одним из шедевров Д. Бортнянского является «Херувимская» № 7. Она написана в строфической форме, но постепенное нарастание силы и плотности хорового звучания создает впечатление плавного, непрерывного мелодического развития. «Херувимские» написаны в традиционной 2-х частной форме с куплетной первой частью. Тональный план классический, все эти произведения стройны и закончены по форме.

© Александр МАЙКАПАР