Комментарий кандидата

педагогических наук,

доцента Т.Н.Журиной

к уроку учителя

физической культуры

А.Н.Кайзера

 

Тема урока «Развитие игрового мышления средствами спортивной игры баскетбол»

 

Задачи урока: 1) овладеть навыками технико-тактического взаимодействия в спортивной игре баскетбол;

2) совершенствовать технику владения мячом (ведение и передачи);

3) закрепить бросок одной рукой от головы в прыжке (юноши);

4) совершенствовать бросок одной рукой в движении после выполнения двух шагов (девушки);

5) обучить тактическим взаимодействиям в нападении: «боковой заслон» — юноши, «скрестный проход» — девушки;

6) развивать скоростно-силовые качества и координационные способности, сопряженные с формированием двигательных навыков.

По предметному содержанию: урок по баскетболу.

Тип урока: комбинированный (обучение и совершенствование).

На уроке, проводимом с учащимися 10 класса, присутствовали 17 учащихся, из них 6 девушек и 11 юношей. Класс разделен на несколько групп, которые различаются по цвету манишки. Девушки разделены на две команды, а юноши на четыре.

Хотелось бы отметить очень хорошую подготовку учителя физкультуры к уроку, продуманность последовательности действий и заданий, использование не только общепедагогических и специфических, но и технических методов обучения, в частности видеосъемки.

В подготовительной части урока используются разновидности передвижений в шаге и беге. ОРУ с мячом проводятся поточным способом. Основная часть урока начинается со специальных упражнений  с мячом, развивающих координацию, ловкость, умение переключаться с одного движения на другое, чувство равновесия.

Затем класс делится на две группы: юношей и девушек. Каждая из них решает разные задачи обучения и совершенствования. В конце основной части учащиеся играют в учебную игру баскетбол. По окончании игры выполняют челночный бег также по индивидуальному заданию (более простому для девушек и более сложному для юношей).

Заключительная часть урока посвящена снижению функциональной активности организма занимающихся с помощью медленного бега. Учитель проводит игру на внимание и подводит итоги урока.

 

Ход урока:

1. Подготовительная часть урока (начало).

Урок начался своевременно с построения занимающихся. Присутствующих на уроке нет. Учитель ставит перед учащимися задачи, настраивает старшеклассников на активную работу, после чего происходит приветствие, как принято в игровых видах спорта. Таким образом, педагог знакомит учащихся со спецификой данного вида спорта, ведь баскетбол — командная игра, требующая коллективного взаимодействия.

При выполнении передвижений в шаге на носках, на пятках, перекатным шагом учитель внимание уделяет осанке, особенно положению головы. Дает много организационно-методических указаний и сам красиво демонстрирует упражнения. Интересно решается дозировка беговых передвижений для девушек. Выполняя фигурную маршировку, противоход налево, они начинают передвижение по малому радиусу, что уменьшает их нагрузку по отношению к юношам. Этот этап урока заканчивается перестроением из колонны по одному в колонну по два поворотами в движении.

2. Продолжение подготовительной части урока.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с мячом педагог проводит поточным способом. Тем самым он увеличивает моторную плотность урока. Отрадно, что учитель выбрал именно этот способ проведения ОРУ, так как его используют учителя, особенно на уроках по игровым видам спорта, очень редко. А ведь поточный способ, хотя и имеет отрицательные моменты: малая избирательная возможность исходных положений, все же обеспечивает большую действенность, что способствует более быстрому разогреванию организма. Следует только напомнить, что обучение следующему упражнению происходит или по показу, или по названию основного движения и плоскость проведения упражнений всегда остается лицевой (боковая плоскость может использоваться только при обучении).

Комплекс ОРУ завершают упражнения «Быстрые руки» — это специальные подготовительные упражнения, направленные на приобретение специальных качеств, необходимых для данного вида игры, и овладения игровыми приемами. Учащиеся выполняют различные перехваты, восьмерки, вращение мяча вокруг туловища, что совершенствует их технический арсенал.

3. Основная часть урока.

В начале этой части урока класс поделился на группу юношей и группу девушек. Юноши продолжали выполнять специальные упражнения с мячом, а девушки перешли к совершенствованию техники ведения мяча, при этом девушки выполняют упражнения самостоятельно по карточке с указанием выполняемых заданий. Следит за действиями ученица, которую назначил учитель. Затем юноши тоже переходят к совершенствованию ведения мяча: на ограниченном пространстве, без зрительного контроля, с выбиванием мяча у противника. На всем протяжении выполнения действий учитель корректирует правильность положения ног, движения руки при ведении мяча, пытается добиться от учащихся и теоретических знаний по технике выполнения ведения мяча.

Ведение — одна из основ баскетбола. Это умение надежно контролировать мяч. И один из важных приемов, которым должен владеть каждый баскетболист. Чтобы учащиеся могли лучше проконтролировать свои действия, педагог применил на уроке видеомагнитофон, тренажер с обратной связью, при помощи которого обучаемые могут посмотреть на себя со стороны уже после выполнения упражнения.

Видеосъемка, которую учитель применил на уроке, относится к методам наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Наглядное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям. Именно с помощью метода наглядного восприятия обучаемый получает возможность для живого созерцания, являющегося первой ступенью в формировании образа изучаемого действия. При этом следует учитывать, что у одних лиц лучше происходит зрительное восприятие, у других — слуховое. Преподаватель в данном случае выполняет роль ведущего анализатора, комментирующего ошибки и недочеты учащихся.

4. Продолжение основной части урока.

Урок продолжается закреплением броска одной рукой сверху в прыжке. Учитель физкультуры очень подробно напоминает юношам технику выполнения этого технического действия, сопровождая его медленным показом. Особое внимание уделяет работе руки, выполняющей бросок. После объяснения учащиеся приступают к самостоятельному выполнению действий. Учитель продолжает внимательно наблюдать за правильностью выполнения действий, индивидуально исправляет и корректирует ошибки. Затем эта задача усложняется выполнением действий с пассивным партнером и броском после ведения.

Не забывает учитель и про девушек, также вносит необходимые коррективы в их действия.

Этот фрагмент урока можно назвать основным, так как учащиеся знакомятся с тактическими взаимодействиями в нападении. Обучая этим техническим приемам, педагог использует метод опосредованной наглядности, который создаёт дополнительные возможности для восприятия занимающихся с помощью предметного изображения. В процессе выполнения этих сложных тактических действий учитель и сам непосредственно демонстрирует их, наглядно показывая, что каждый из них должен проявить свое индивидуальное мастерство. Но командное нападение строится не только на индивидуальной игре, а также и на точном выполнении ранее изученных комбинаций.

5. Учебная игра.

В конце основной части урока проводится учебная игра в баскетбол. Основной задачей игры является выполнение изученных на уроке технических и тактических приемов, за выполнение которых команда получает дополнительные очки. Зал делится пополам, на одной половине играют девушки 3х3, а на другой юноши в таком же составе. Судейство осуществляют юноши, не принимающие участие в игре. Через определенное время команды юношей меняются ролями. В процессе проведения игры учитель комментирует действия игроков и контролирует и подсказывает по вопросам судейства. По окончании игр подводятся их итоги, в частности счет.

Выполнением челночного бега решается задача развития скоростно-силовых качеств. Хотя учащиеся и устали, но выполняют задание старательно. Связано это, наверное, с тем, что учитель разъяснил необходимость этих способностей.

Несмотря на то, что сама игра предоставляет спортсмену возможность для отдыха, требования к физической подготовке игроков она предъявляет очень высокие, в частности к скоростно-силовым способностям.

Перед выполнением действий он предупредил учащихся о технике безопасности во время окончания бега и постоянно подсказывал и комментировал во время его выполнения.

6. Заключительная часть урока.

Цель заключительной части урока — постепенное снижение уровня физического и эмоционального возбуждения, что мы наглядно видим. Вначале проводится медленный бег, затем передвижение в шаге с акцентом на выполнение дыхательных упражнений. И заканчивается практическая часть игрой на внимание по типу «Класс! Смирно!», только здесь учитель поменял ключевое слово «Делай раз!».

После игры были подведены итоги урока. Учитель поблагодарил учащихся за хорошую работу, отметив, что девушки справились со своими задачами лучше юношей, и высказал надежду на участие в дальнейшем в соревнованиях по баскетболу в составе сборных команд класса, школы.

Урок физической культуры, проводимый А.Н.Кайзером, очень интересный, отвечает всем требованиям проведения уроков в старшем школьном возрасте. Учитель физкультуры хорошо владеет изучаемым материалом (только желательно терминологически точно называть изучаемые действия без дополнительных терминов, ведь в дальнейшем это может внести путаницу в знания учащихся), знанием физиологических и психологических особенностей детей. На уроке создана благоприятная атмосфера. Педагог широко применяет метод индивидуальных занятий и дополнительных упражнений. Но существенным недостатком является то, что все-таки в старшем звене уроки для юношей и девушек должны проходить раздельно, так как анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения. Проводя урок раздельно, он получился бы более эффективным.