Рерих Николай Константинович

(1874-1947)

       Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – художник, писатель, философ, ученый, путешественник, исследовавший ряд районов Центральной Азии, ранее запретных для европейцев. Рерих – общественный и политический деятель, мечтавший о создании нового государства на основе нравственных и религиозных начал. Рерих – гуманист, поднявший голос в защиту культурных ценностей, независимо от их этнической принадлежности. Живописное и графическое наследие Н.К. Рериха, насчитывающее тысячи произведений, всегда привлекало внимание специалистов, но до сих пор известно еще далеко не все, до сих пор появляются ранее неизвестные произведения, созданные его талантливой рукой.
       Николай Константинович Рерих происходил из старинного скандинавского рода, осевшего в Курляндии. Будущий художник родился в Петербурге. Здесь прошли его детские и молодые годы. Здесь сформировался круг интересов, определивший будущую сферу его деятельности. По окончании гимназии в 1893 году Николай Рерих по настоянию родителей поступил на юридическое отделение Университета, и, руководствуясь собственными склонностями – в Академию художеств в мастерскую А.И.Куинджи. Напряженная студенческая жизнь сменяется летним отдыхом, когда Рерих руководит археологическими раскопками в районе родового имения Извара. Собранный материал тщательно описывается и публикуется, привлекая благосклонное внимание специалистов.
       В 1897 году Рерих закончил Университет и Академию Художеств. Его дипломной академической работой стала картина “Гонец. Восстал род на род”. Ее сюжетное содержание определено названием, а колорит передает тревожную напряженность ситуации. Тема “древней жизни” в живописи Рериха не была случайной. Она вытекала из интереса к истории Киевской Руси и жизни народа в доисторические времена, которые приоткрывала археология. Его кисти принадлежат написанные в начале 1900-х годов картина “Идолы”, изображающая языческое капище, и «Город строят», передающая напряженный ритм труда при возведении укрепленного поселения. Обе они созданы по материалам археологических раскопок. Иллюстрацией к рериховской новелле может служить работа «Заморские гости», – в Царьград «идут варяги на торг или службу». Эта тема занимала мысли Рериха даже в Париже, где он ещё в 1901 году делает небольшой эскиз «Поход Владимира на Корсунь»
       В 1902 – 1904 годах Рерих совершает ряд поездок по древним городам России. Он посещает оба Новгорода, Ростов Великий, Псков, Ярославль, Ригу, Гродно и др. В результате появилось множество этюдов с изображением старинных церквей, монастырских и кремлевских стен, башен, целых архитектурных ансамблей и сцен монастырской жизни. Наиболее интересные памятники Рерих описывает, делает замеры, снимает планы. В дальнейшем в ряде статей и докладов он одним из первых широко поставит вопрос о необходимости сохранить дошедшие до наших дней памятники культуры прошлого, многие из которых нуждаются в скорейшей реставрации.
       Как художник Рерих пробует свои силы в монументальной живописи. Он создает эскизы росписей в частных домах и общественных зданиях (в частности, для Казанского вокзала в Москве панно «Покорение Казани»), иконостас, майоликовые и мозаичные панно для церкви Казанской Божьей матери в Перми, несколько позже – мозаики и росписи церкви в имении княгини Тенишевой под Смоленском.
       Значительное место в живописном наследии Николая Рериха занимают эскизы к театральным постановкам. Еще в детстве он с удовольствием ставил сцены из пьес по мотивам «Руслана и Людмилы», «Конька-Горбунка» и др. «Артистами» служили вырезанные из плотной бумаги фигурки, «комплекты» которых можно было купить в петербургском магазине Дойникова. Рерих и сам выступал на сцене, исполняя различные роли в гимназических спектаклях. Студентом Академии Художеств он организовывал театральные постановки и живые картины.
       Началом работы Рериха для театра условно можно считать создание в 1905 году двух эскизов к неосуществленной постановке сказки самого Рериха «Девасари Абунту». С этого времени и далее на протяжении 1910-х годов художник активно сотрудничал с театром, создавая эскизы костюмов и декораций (в материал их переводили другие мастера, собственно декораций Рерих сам никогда не делал).
       Спектакли, оформленные по эскизам Рериха шли в театрах Москвы, Петербурга, Парижа, Милана, Лондона, Чикаго, Филадельфии других городов Европы и Америки даже спустя годы после смерти художника. В его оформлении шли оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Псковитянка», «Садко», А.П.Бородина («Князь Игорь»), балет на музыку И.Ф.Стравинского «Весна Священная»; спектакли - Лопе де Вега - «Фуэнте Овехуна» или «Овечий Источник», Г.Ибсена - «Пер Гюнт», М.Метерлинка «Сестра Беатриса» и многие другие постановки. Работе Рериха для театра посвящены специальные исследования.
       Первые годы ХХ века в жизни Рериха наполнены не только творчеством, но и общественной деятельностью, поскольку активная позиция была свойством его натуры до конца жизни. В 1906 году он становится директором школы Общества поощрения художеств, где в течение пяти лет был секретарем; в 1909 – он один из членов-учредителей Общества имени А.И.Куинджи; спустя год его избирают председателем общества "«Мир искусства". Н.К.Рерих работает с полной отдачей сил.
       Заграничный период жизни семьи Николая Рериха – его жены Елены Ивановны и двух сыновей Юрия и Святослава – начался несколько неожиданно. Еще весной 1915 года Николай Константинович тяжело переболел пневмонией, принявшей затяжную форму и обострившейся зимой 1916 года. Для восстановления сил врачи настаивали на смене климата и сокращении деловой активности. С этим Рерих не мог смириться, но все-таки решил покинуть Петербург. Зимой 1916 года семья переехала в Финляндию (г. Сортавала), славившуюся хвойными лесами и прекрасным, почти целебным воздухом. В то время это была территория Российской империи. Сравнительная близость столицы давала возможность поддерживать деловые и дружеские связи. Ситуация изменилась, когда в 1918 году Финляндия объявила о своей независимости и не установила дипломатических отношений с Советской Россией. Семья Рерихов непредвиденно для себя оказалась в эмиграции за новообразовавшейся границей. Так начались переезды семьи по Европе, Америке, Непалу, Тибету, Индии…
       В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон. Короткое пребывание в Англии (примерно 1,5года) было важным этапом жизненного пути Николая Константиновича. Здесь он не только работает над эскизами к оперным постановкам С.П.Дягилева, здесь создается индусская серия – панно «Сны Востока» и происходит знакомство с Рабиндранатом Тагором, а также с махатмами Морией и Кут Хуми. Зреет мысль о поездке в Индию, куда его настойчиво зовут новые друзья. Но это еще впереди. Пока что путь лежит в Америку, где Рериху предложено выставочное турне по тридцати городам США. Первая выставка состоялась в Нью-Йорке уже в конце 1920 года. В дальнейшем, путешествуя с картинами по стране, Рерих много работает как художник и пропагандист идей сближения культур независимо от национальной принадлежности. По мысли Рериха культурные и исторические ценности любого народа важны для всего человечества. Забегая вперед скажем, что в 1935 году был ратифицирован так называемый пакт Рериха по охране культурных ценностей в период военных столкновений. В США он создал Институт объединенных искусств; в 1922 году открывает Центр искусств «Корона Мунди» т.е. «Корона мира», а в 1924 году – музей имени Н.Рериха.
       В эти же годы была организована и, в 1923 – 1928 годах осуществлена, центрально-азиатская экспедиция, наложившая отпечаток на всю последующую жизнь семьи Рерихов. Она проходила в несколько этапов. Первая ее часть включала Цейлон, материковую Индию и Сикким. Это «начало пути» (1923 – 1924) лишь условно может быть соотнесено с центрально-азиатским регионом, но оно подарило первую встречу с Гималаями. В 1925 – 1926 годах был пройден труднейший маршрут вдоль Гималаев, через хребет Каракорум, пустыню Такла-Макан, Джунгарию и Алтай. Завершающий этап – Монголия и Тибет –в 1927 – 1928 годах.
       Цели экспедиции разнообразны. С одной стороны – изучение быта и нравов народов, населяющих «крышу мира» – Гималаи и Тибет, с другой – дипломатическая миссия к Далай-ламе. Рерих предполагал добиться у верховного главы признания западных буддистов с тем, чтобы сохранить единство буддийского мира. Но Рериху не удалось встретиться с Далай-ламой, этому помешала большая политика. Между восточной и западной ветвями буддизма произошел раскол; главой западных буддистов заочно был избран Николай Рерих. Известен «Портрет Н.К.Рериха» 1933 г. кисти С.Н.Рериха, на котором Николай Константинович изображен в ламских одеждах на фоне дворца Потала – резиденции Далай-ламы.
       Хотя экспедиция проходила под американским флагом, ее руководителя подозревали в шпионаже в пользу Советской России. Поводом для подозрений послужил кратковременный визит Рериха с женой и сыном Юрием в Москву в 1926 году. Дело в том, что кроме двух названных больших задач экспедиции у Рериха была еще одна «собственная», связанная с идеей создания на просторах Сибири и Азии нового государства. Идеологическим стержнем его жизни должно было стать принципиально новое мировоззрение, основанное на сближении нравственных ценностей христианства и буддизма. Приехав в Москву, Рерих стремился убедить советское руководство в столь значительной близости основополагающих идей буддизма и коммунизма, что в перспективе не исключал возможности их слияния. Можно считать намеком переданный через А.В.Луначарского дар художника Советскому государству – 7 картин из серии «Майтрейя Победитель». Индийская мифология предсказывает приход Будды Победителя, для установления мира и счастья на земле. Так Рерих пытался заручиться добрым отношением страны Советов с будущим новым политическим образованием, по мысли Н.Рериха, включающим и часть территории СССР. Там, на Алтае, на берегах реки Белой, почти у подножия горы Белухи, должна возникнуть столица нового государства – Звенигород. Место было выбрано не случайно – старинные русские легенды наделяли его особой благодатью. Кроме того, Рериху было известно, что оно богато природными ресурсами, необходимыми для строительства и экономического развития будущей страны. Алтайские впечатления нашли отражение в небольших картинах – «Белуха. Алтай», «Белуха», «Белая вода»… Мысль о Звенигороде – символе нового государства жила у Рериха долгие годы, о чем говорят его картины – «Семь мудрецов у подножия Белухи», «Звенигород», «Силы небесные с нами невидимо служат», «Пасхальная ночь. Силы небесные с нами невидимо служат» и ряд других. Это же подтверждает и переписка художника с видными политическими деятелями Америки в той или иной мере посвященными в рериховский план.
       Визит Рериха в Москву едва не стал роковым для всей экспедиции. Регион, куда направлялась группа отважных исследователей, был сферой геополитических интересов Англии, Китая и Советской России. Именно интриги английской дипломатической службы задержали караван на зиму в Нагчу – одном из административных центров Тибета и сорвали встречу Рериха с Далай-ламой. К зимовке экспедиция не была готова – ни теплых палаток, ни соответствующей одежды, ни запасов еды. Помочь выжить могло только чудо. И оно свершилось. Весной экспедиция тронулась в путь.
       Экспедиция завершилась в мае 1928 года в Сиккиме. Здесь в Дарджилинге семья Рерихов провела несколько месяцев, отдыхая от тягот пути и присматриваясь к местам, где можно было бы обосноваться для дальнейшей жизни.
       Выбор пал на долину Кулу в Индии. Здесь в 1928 году в Наггаре Рерихи создают НИИ Гималайских исследований – «Урусвати». Институт работал до 1942 года, когда был закрыт по требованию властей Британской Индии, на территории которой он находился. В его стенах подводились научные итоги экспедиций. Значительная часть собранных материалов – этнографические и религиозно-философские наблюдения. Н.Рерих искал и находил подтверждения реальности существования мифической страны Шамбалы с ее сверхпрограммой управления миром; реальности перевоплощения душ, внечувственного общения; реальности мира «особо тонких энергий». Наблюдательный ученый подмечает сходства в культурах территориально разобщенных народов и призывает думать и изучать эти «не случайности». Констатация плачевного состояния ламаистских форм буддизма приводит Рериха к мысли о необходимости очищения буддизма и – шире – веры от застарелых негативных напластований. Все многообразие своих представлений о связи духовной жизни человека с внешним миром он пропагандирует в печати и выражает в живописи: «Священная пещера», хранящая «мудрые тайны»; «Майтрейя» – картина, передающая величие природы и сопоставимое с ней величие духовной жизни, олицетворенное изображением Будды; «Сошествие во ад» – почти иллюстрация к мысли Рериха о том, что своими неблаговидными поступками мы создаем «безобразных и страшных по виду, кровожадных и гнусных тварей», представленных на картине, к ним нисходит побеждающая сила чистоты и света в облике Христа. Наряду с тематически-программными композициями создаются многочисленные пейзажи, передающие красоту и грандиозность мира, в котором живет человек. Это «Священные Гималаи», «Серебряное царство», «Гималаи. (Золотистые облака на лиловом небе)» и другие. Тема пейзажа прошла через всю творческую жизнь Н.К.Рериха.
       Живя в Наггаре, Рерих совершает «большие» и «малые», относительно далекие и близкие «ботанические» экспедиции, цель которых – сбор информации о лечебных травах и засухоустойчивых растениях, о возможности их культивирования и расширения мест их произрастания. Материалы публикуются в изданиях института. Н.И.Вавилов поддерживал деловые контакты с Урусвати и получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции
       Трагические события второй мировой войны вызвали в семье Рерихов подъем патриотических настроений. В сюжеты картин властно входит русская тема, тема воинов-защитников и святых покровителей родной земли. «Александр Невский», «Сергий-строитель», «Поход Игоря», «Единоборство Мстислава с Редедей»; в 1941 году Рерих пишет тематическую картину о решающей битве добра со злом – «Армагеддон». Юрий и Святослав Рерихи в 1941 году направили телеграфом послу СССР в Великобритании заявления о зачислении добровольцами в Красную армию. Николай Константинович организует выставки-продажи своих картин, а вырученные деньги направляет в фонд армий стран, воюющих с фашизмом. Этот благородный порыв тем более значим, что в те годы семья испытывала значительные материальные трудности.
       Все долгие годы эмиграции семья Рерихов не имела другого гражданства, кроме российского, той России, которой с 1917 года уже не было на политической карте мира. После окончания второй мировой войны было решено вернуться на родину. Начались хлопоты, связанные с получением советского гражданства. Однако им было отказано. Н.К.Рерих об этом не узнал – он умер в 1947 году незадолго до получения оскорбительного отказа. Елена Ивановна продолжала добиваться возможности возвращения домой до дня смерти в 1955 году. На родину вернулся только Юрий Николаевич Рерих, привезя с собой огромную библиотеку, картины, созданные отцом и братом Святославом, этнографические коллекции семьи.
       Несколько слов о членах семьи Николая Константиновича.
       Елена Ивановна (1879 – 1955) урожденная Шапошникова – религиозный философ, писатель. Предки ее происходили из прибалтики, фамилию свою получили, переселясь в Россию при Петре Великом. В 1901 году становится женой Николая Константиновича. Участник экспедиций Н.К.Рериха 1923 – 1927 годов.
       Старший сын Юрий (1902 – 1960) –тибетолог, знавший китайский, монгольский, персидский, наречия тибетских народностей и множество других языков; знаток искусства народов Тибета. Юрий Николаевич был постоянным спутником отца во всех его экспедициях.
       Святослав Николаевич (1904 – 1993) – одаренный художник, наиболее ярко его индивидуальность раскрылась в жанре портрета. Он много работал для театра. Принимал участие в экспедиции 1923 – 1924 Святослав Николаевич, обладая хорошими организаторскими способностями, обеспечивал материальную сторону тибетской экспедиции, находясь в то время в Нью-Йорке. В 1932 - 1933году присоединился к семье. Продолжая работать как художник, много времени и сил отдавал фармакопее.